Транспортники Беларуси вязнут в коррупции
Как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратурой Беларуси, анализ статистических данных свидетельствует о серьезном росте в 2009 году числа коррупционных преступлений на предприятиях Министерства транспорта и коммуникаций.
Так, количество выявленных коррупционных преступлений на транспортных предприятиях выросло с 68 в 2008 году до 93 в 2009-м, или на 36,7%. Рост количества должностных лиц, совершивших указанные деяния, еще более существенен -- с 37 до 53 человек, или на 43,2%. Причем, наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено на предприятиях железнодорожного транспорта (50).
По данным Генпрокуратуры, значительный удельный вес в структуре коррупционной преступности на транспортных предприятиях составляют хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги, взяточничество.
Так, мастер дистанции погрузочно-разгрузочных работ Витебского отделения Белорусской железной дороги в течение 2008-2009 годов неоднократно совершал хищения имущества предприятия, в том числе и в крупных размерах, путем злоупотребления служебными полномочиями. Незаконно начислял своему родственнику заработную плату за счет иных работников, причинив существенный вред их правам и интересам.
Неоднократно получали взятки и незаконные денежные вознаграждения от представителей коммерческих структур сотрудники дистанции погрузочно-разгрузочных работ Брестского отделения Белорусской железной дороги за изготовление технологической документации в приоритетном порядке.
Мастер цеха локомотивного депо Брестского отделения Белорусской железной дороги в период с ноября 2007 года по март 2009 года скрывал факт отсутствия на рабочем месте подчиненного ему слесаря, получив от последнего взятки в сумме свыше 8 млн рублей, причинив предприятию ущерб в крупном размере вследствие выплаты заработной платы за фактически невыполненную работу.
Совершение названных и других преступлений стало возможным из-за отсутствия контроля за деятельностью должностных лиц транспортных предприятий, упущений в организации контрольно-ревизионной работы.
Как констатирует Генпрокуратура, в центральном аппарате Минтранса предпринимаются определенные меры к реализации антикоррупционной политики. Изданы правовые акты, направленные на противодействие коррупции, основным из которых является Положение о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений, утвержденное постановлением Минтранса от 04.07.2005 № 34.
Однако установлено, что реально выполняются не все задачи комиссии, предусмотренные названным Положением. Например, не проводится глубокий, всесторонний анализ причин, способствующих коррупционным проявлениям.
Выборочно изученные отчеты подведомственных предприятий о проделанной работе по предупреждению коррупции также не содержат глубокого анализа сведений о состоянии коррупционной преступности, выявлении причин и условий совершения указанных деяний, принятии конкретных мер по их устранению.
В Минтрансе 03.08.2009 принят план работы по противодействию коррупционным проявлениям на 2009 – 2015 годы. Однако в нарушение содержащихся в нем требований не были осуществлены разработка и представление в КРУ Минтранса конкретных планов организационно-профилактических мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений. Контроль за планированием работы по противодействию коррупции комиссией по предупреждению коррупционных проявлений не осуществляется. Не была запланирована проверка достоверности сведений, содержащихся в декларациях о доходах и имуществе государственных служащих.
Помимо данного общего плана ежегодно составляется примерный план работы комиссии по предупреждению коррупционных проявлений. На 29.01.2010 план работы на текущий год не составлен, что свидетельствует о формальном подходе к планированию этой работы.
Ряд вопросов на заседании комиссии по предупреждению коррупционных проявлений рассмотрен без надлежащей подготовки. Дважды заслушивались доклады заместителя начальника Белорусской железной дороги, связанные с достаточно высоким уровнем коррупции на предприятиях железнодорожного транспорта. Из материалов заседания комиссии усматривается, что рассмотрению этих вопросов не предшествовал глубокий анализ состояния коррупционной преступности.
Генеральная прокуратура полагает, что Минтрансом приняты определенные меры по организации мероприятий по предупреждению коррупции, но их результативность остается низкой вследствие проявления формализма в их проведении.
По итогам изучения работы Министерства транспорта и коммуникаций по противодействию коррупции Генеральной прокуратурой внесено министру представление, в котором предложено принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, направленного на противодействие коррупции. Обеспечить проведение глубокого анализа причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Усилить роль ведомственного контроля в предупреждении и выявлении коррупции. Исключить факты формализма в работе комиссии по предупреждению коррупционных проявлений.
Заслушивать отчеты руководителей предприятий, допустивших проявления коррупции. По результатам рассмотрения данных вопросов давать конкретные поручения, направленные на устранение причин и условий, способствующих коррупции. Обеспечить планирование и координацию деятельности по борьбе с коррупцией.