Право не стрелять. Когда в Беларуси появится альтернативная гражданская служба и насколько она будет востребованна
Пару месяцев назад случайно повстречал своего одноклассника, который уже почти двадцать лет живет в Германии. По ходу дела узнал много чего интересного, в том числе и тот факт, что в свое время Александр взамен срочной воинской службы выбрал альтернативную и в течение года работал в одном из молодежных хостелов: убирал комнаты, мыл посуду, чинил сломанные вещи, занимался благоустройством территории — в общем, выполнял любую подсобную работу. Оказывается, альтернативная служба в Германии существует уже несколько десятилетий и ее предпочитают почти сорок процентов молодых немцев по религиозным, этическим и пацифистским соображениям. А что же у нас?
В армию или в суд?
Сказать, что в Беларуси давно назрела необходимость принятия законопроекта об альтернативной службе, значит не сказать ничего. Проблема в том, что в статье 57 Конституции четко сказано: “Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг каждого гражданина страны”. И далее: “Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом”. Получается парадокс: конституционное право на альтернативную службу есть, а закона, прописывающего условия и порядок ее прохождения, до сих пор нет. Иногда дело доходит даже до судебных процессов. В самом деле, поди разберись: действительно призывник отказывается брать в руки оружие по религиозным убеждениям или просто решил использовать членство в какой-нибудь мессианской общине, дабы избежать призыва в армию. Выход из спорной ситуации один: необходим четкий законодательный механизм, регулирующий все вопросы, связанные с альтернативной службой. И такой законопроект скоро должен появиться: на днях Президент Александр Лукашенко поручил госсекретарю Совета безопасности Леониду Мальцеву разработать проект нового нормативного акта.
Не легкая прогулка
Сейчас решение об освобождении от срочной службы принимается Президентом. Ежегодно издается указ, на основании которого даются отсрочки, в том числе для тех граждан, которые по своим убеждениям не могут брать в руки оружие. По словам госсекретаря Совбеза, таких призывников набирается примерно 50 человек ежегодно.Парламентарии говорят, что разрабатывать законопроект об альтернативной службе должно Министерство труда и социальной защиты. При этом очень важно, чтобы в документе не было лазеек для нечестных, непорядочных граждан и они не могли, воспользовавшись законом, уклониться от воинской службы. В самом деле, альтернативная служба не должна рассматриваться как “легкая прогулка”, и срок ее должен превышать срок воинской службы, чтобы молодой человек тысячу раз взвесил все плюсы и минусы своего решения.
Право выбора
— Не думаю, что на альтернативную службу найдется много желающих, — говорит заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Анатолий Глаз. — Я десять лет возглавлял Могилевскую областную призывную комиссию, и за это время было не больше 10 случаев, когда призывники просились на альтернативную службу. В России, например, этот вид службы выбирают менее одного процента призывников. Мало кого привлекает перспектива три года заниматься низкоквалифицированной, малооплачиваемой работой. Закон об альтернативной службе нужен всем, полагает Янина Картель, одна из инициаторов кампании “За АГС в Беларуси”. Работая волонтерами в детских домах, интернатах, больницах, молодые люди не только принесут пользу государству, но и получат время, возможность понять, чем они хотят заниматься в жизни. Видя проблемы других, они учатся сопереживать, становятся добрее.Сторонники альтернативной службы утверждают, что это хороший шаг на пути к профессиональной армии. “Не все же рождены быть солдатами. Надо понимать, что некоторым молодым людям пребывание в армии не пойдет на пользу, да и армия от их службы не выиграет”, — говорит учащийся финансово-экономического колледжа Роман.— Безусловно, у гражданина должен быть выбор, — соглашается депутат парламента Владимир Василенко. — Но как человек, прошедший воинскую службу, афганскую кампанию, я убежден: служить должны все молодые ребята, потому что настоящий мужчина при необходимости должен уметь защитить своих родных и близких, свою Родину”.