Станет ли Беларусь испытательным полигоном для «Росатома»?
Председатель Национальной комиссии по радиационной защите при Совете министров Беларуси Яков Кенигсберг опроверг информацию о том, что на белорусской АЭС будет установлен экспериментальный реактор и задался вопросом об общественной экспертизе относительно строительства АЭС: «А кто эксперты?»
В интервью БелаПАНЯков Кенигсбергподчеркнул, что реакторы, подобные тому, который будет использован для белорусской АЭС, «только с другой аббревиатурой», работали и в Советском Союзе, и на Западе. «Ничего нового в них нет, за исключением повышенной мощности и повышенного барьера безопасности по требованиям МАГАТЭ», — сказал он.
Эксперт также пояснил, откуда, по его мнению, идут слухи об экспериментальном реакторе: «Недавно общественное объединение «Экодом» объявило о проведении некой общественной экспертизы. Однако возникает вопрос — а кто эксперты?»
Итак, а судьи кто? Действительно, Общественная экологическая экспертиза белорусской АЭС дала негативное заключение проекту. Как подчеркнула председатель совета общественного объединения «Экодом», выступившего организатором общественной экспертизы, Ирина Сухий, комиссия делает предварительные выводы для того, чтобы содействовать Государственной экологической экспертизе в объективной оценке реализации атомного проекта с учетом всех рисков и последствий.
«Мы надеемся, что выводы экспертов, авторитетных ученых, будут услышаны и возникнет предметный разговор со сторонами, принимающими решения о необходимости АЭС в Беларуси вообще», — сказала она.
По словам председателя экспертной комиссии, члена-корреспондента НАНБ Ивана Никитченко, особенно важным является вывод комиссии о том, что при принятии решения о строительстве АЭС в Беларуси не учитывался тот факт, что все ее жители уже значительно пострадали от последствий Чернобыля. Он отметил, что для белорусов неприемлемы международные нормы радиационной безопасности, ориентированные на здорового 20-летнего мужчину.
Вошедший в комиссию как эксперт российский ученый-эколог Алексей Яблоков, член-корреспондент Российской академии наук, член Европейского комитета по радиационному риску отметил: «Нам удалось сделать главное: оценить недостоверность и недостаточность данных, а также ошибочность некоторых положений, на которых основывалось решение о строительстве АЭС».
Эксперт комиссии, российский инженер-физик, координатор проектов международной группы «Экозащита!» Андрей Ожаровский отметил, что предлагаемый Беларуси реактор проекта В-492 «нигде в металле не реализован, следовательно, не существует опытных доказательств его надежности и удачности». «Наша комиссия пришла к выводу о безосновательности доверия к бумажным расчетам. Перед тем как экспортировать технические решения, Россия обязана их доказать на практике. Если будет принят данный проект, то Беларусь станет испытательным полигоном для «Росатома», — заявил А.Ожаровский.
Однако Яков Кенигсберг утверждает, что над проектом атомной станции работало громадное количество профильных институтов. По сведениям Я.Кенигсберга, Алексей Яблоков «не видел ни одного документа по АЭС. Он не является специалистом в атомной энергетике. И он же обвинил нас в том, что средства, выделенные Россией на строительство АЭС, будут разворованы. Объявляю официально — красть нечего, российские деньги останутся в России».
Как отметил Я.Кенигсберг, аналогичную станцию планируется построить http://naviny.by/rubrics/society/2010/02/24/ic_news_116_326569 в Калининградской области. В проекте предусмотрена двойная защитная оболочки реактора, способная выдержать большие снеговые нагрузки, ураганы, смерчи, падение самолета, наводнение, сейсмические воздействия, ударную волну, утверждает Я.Кенигсберг. Кроме того, намечено строительство бетонного резервуара, окружающего реактор, который должен стать «ловушкой» в экстренной ситуации расплавления ядерного топлива.
По словам Я.Кенигсберга, на самой площадке АЭС и за ее пределами будет действовать автоматизированная система контроля радиационной обстановки, вестись мониторинг содержания радионуклидов в продуктах питания, воде и объектах окружающей среды, а также мониторинг дозы облучения близлежащего населения, в том числе персонала станции. МЧС разработало систему аварийного оповещения населения. Кроме того, для аварийной ситуации создана система распределения препаратов для блокирования щитовидной железы.
Между тем Я.Кенигсберг сообщил, что Гидрометеоцентр Беларуси просчитал около двух десятков сценариев последствий возможного взрыва атомного реактора на планируемой к строительству атомной станции. Он отметил, что такого понятия, как зона эвакуации населения, сегодня не существует: «Есть понятие зоны возможного заражения. А решение об эвакуации населения принимается в соответствии с реальной радиационной обстановкой. По предварительным расчетам, зона заражения может быть в радиусе буквально нескольких километров от станции».
По словам эксперта, проводимый МАГАТЭ мониторинг нештатных ситуаций на АЭС говорит о том, что любые расчеты могут оказаться неверными, в зависимости от реальной ситуации и действия разных факторов.
«Тем не менее, лучше иметь хоть какой-то, пусть несовершенный, план готовности в случае аварийной ситуации, чем не иметь никакого, — заметил Я.Кенигсберг. — Сейчас у нас есть такой план, подготовленный еще в 1993 году. Будет ли он меняться, пока не известно».
В Беларуси планируется построить АЭС мощностью около 2,4 тыс. МВт. Местом для размещения будущей атомной электростанции выбрана Островецкая площадка в Гродненской области. Ввод первого энергоблока белорусской АЭС ожидается в 2016 году, второго — в 2018 году.
Между тем Островецкая площадка хоть и названа приоритетной, но официально не утверждена. Это должно произойти после завершения государственной экологической экспертизы Отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Существует еще одно «но» для строительства — Россия не торопится выделять кредит. «К сожалению, затягивается вопрос с выделением кредита. Но с нас ответственность за реализацию этого проекта никто не снимал», — цитирует БЕЛТА заместителя министра энергетики Михаила Михадюка. Он отметил, что в текущем году на реализацию работ, связанных со строительством АЭС, в Беларуси будет направлено 350 млрд. рублей: уже возведен первый дом для строителей будущей станции и строится следующий, начаты работы по созданию автомобильной и железной дорог, пионерной базы строительства АЭС.