Сколько транспортникам ни плати, все равно убыток?
Проезд в общественном транспорте подорожает на 100 рублей. Железная дорога и таксисты пока не повышают цены.
Вчера утром к кассам Минского метрополитена выстроились очереди. Одни спешили купить проездной на март, другие приобретали сразу по несколько десятков жетонов. У всех на устах новость - дорожает проезд.
Мера непопулярная, но, как признают в Минтрансе, вынужденная. Последний раз тарифы повышались в августе 2007 года. С тех пор неоднократно дорожали топливо, запчасти, изменялись ставки экологического налога. Вместе с тем, отмечают в министерстве, пропорционально росли и зарплаты белорусов.
Специалисты поясняют: в прошлом году в Минске от продажи билетов пассажирам компенсировано лишь 36 процентов затрат на перевозки. В областях республики - 70 процентов. Автопарки работают в убыток. Нехватка средств в определенной мере сказывается на качестве обслуживания пассажиров. В бюджете на 2010 год запланировано довести окупаемость пассажирских перевозок в столице до 70 процентов, в областях - до 81 процента.
Новые тарифы на перевозки пассажиров согласованы в Министерстве экономики Беларуси. Согласно постановлению, в Минске одна поездка будет стоить не более 700 рублей, в областях - не более 600 рублей. Предельный максимальный тариф на одну поездку в экспрессном регулярном маршруте в столице установлен в размере 1100 рублей, в областях - 900 рублей.
С какого дня будут действовать новые тарифы, определяют местные власти. В Мингорисполкоме такое решение вчера еще не было подписано.
Подорожает ли следом проезд в маршрутках, такси, поездах и пригородных электричках?
- Несмотря на то, что внутренние перевозки окупаются лишь на 23 процента, пока мы не обращались с таким предложением в Минэкономики, - говорит Алексей Калачев, начальник пассажирской службы Белорусской железной дороги. - Наоборот, в связи с падением спроса вводим скидки на поезда по вторникам, средам и четвергам.
Не спешат поднимать цены и таксисты.
- Значительно снизив в прошлом году стоимость километра, мы добились увеличения числа заказов в четыре раза, - рассказывает Евгений Майоров, директор ОАО "Автотаксосервис". - Повышение цен в одной из компаний спровоцирует отток клиентов к конкурентам, чего не хочет никто. В то же время топливо дорожает, и вопрос тарифов может стать на повестке завтрашнего дня.
- Повышение тарифов неизбежно, но в самое ближайшее время мы это не планируем, - заверили в нескольких частных компаниях, которые владеют маршрутными такси.