Соло для Маэстро. Его бабушка уходила из России от большевиков пешком по льду Финского залива
Он родился в Чили, но во всем мире стал известен как белорусский композитор. Его музыка звучит во многих спектаклях и кинофильмах... 18 февраля народный артист Беларуси Сергей Кортес отметил 75-летний юбилей. И сегодня его без преувеличения можно назвать легендой национальной музыкальной культуры.
Сергей Кортес собирался быть пианистом, но судьба сложилась так, что он поступил на композиторский факультет Белорусской государственной консерватории, где его педагогами были знаменитые Анатолий Богатырев и Николай Аладов. Как показало время, выбор был абсолютно правильным. Свидетельством тому — десятки музыкальных партитур к драматическим спектаклям, музыка к белорусским фильмам, в числе которых знаменитые “Черный замок Ольшанский” и “Возьму твою боль”, множество инструментальных, вокальных и вокально-симфонических циклов на стихи всемирно известных поэтов, пять опер... Сегодня его имя ставят в один ряд с именами таких композиторов, как Альфред Шнитке, Гия Канчели, Евгений Глебов. Именно благодаря Сергею Кортесу, который с 1991 года был директором Государственного театра оперы и балета Беларуси и художественным руководителем оперы, а с 1996 по 2002 год руководил Национальным академическим Большим театром оперы, белорусскую оперу узнали во всем мире. Это он начал вывозить наших артистов на гастроли за рубеж. Белорусские оперные спектакли увидели даже зрители в любимой Кортесом Аргентине, где композитор прожил двадцать лет. А в декабре прошлого года его одноактные оперы “Медведь” и “Юбилей” по произведениям Антона Чехова поставили в знаменитом Московском государственном академическом камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Но если мы называем Сергея Кортеса легендой современной музыки, то для своей внучки Оли он просто любимый дедушка. ...Мы листали семейный альбом композитора, и Сергей Альбертович рассказывал увлекательную историю жизни своей семьи.
“Моя бабушка Евгения Александровна была певицей. Можно сказать, что именно благодаря ей я стал музыкантом. Большую часть жизни она прожила не с моим родным дедушкой, а со вторым мужем — Павлом Петровичем Шостаковским. Во время Первой мировой войны он был помощником военного атташе в Риме. Но когда началась буржуазная революция, бабушке и дедушке пришлось вернуться на родину. А тут — большевики. Дедушка когда-то был офицером Семеновского полка. Ему предлагали идти воевать, но он сказал, что не будет участвовать в войне против своего народа. В России стало опасно оставаться, и бабушка с дедушкой бежали через Финский залив. Пешком. Везя мою маму на санках. Тогда перейти границу было проще — в 1921 году ее не так охраняли. Единственное, что бабушка взяла с собой, — это ноты. Так попали в Финляндию. Потом какое-то время жили во Франции. А уже оттуда переехали в Чили”.
“Моя мама получила блестящее образование в Швейцарии. Но приехала оттуда в Чили, когда заболел дедушка, познакомилась с чилийцем Альбертом, вышла замуж и каждые полтора года рожала детей. Меня мама родила, когда ей было всего 25 лет, и при этом я младший ребенок в семье. К сожалению, после развода мама так и не вышла больше замуж. Даже в Аргентине не стремятся брать в жены женщину с четверыми детьми”.
“Это единственная фотография, где мы все вместе. Мне здесь нет и года. У меня было три сестры — Сильвия, Евгения и Соня, которая умерла совсем маленькой, и брат Павел. Мы все родились в Чили, но там прожили очень мало, потому что родители развелись, и мама с нами в 1937 году переехала в Аргентину — там было проще найти работу. Но все эти годы бабушка, дедушка и мама очень хотели на родину. И когда открылось советское посольство в Аргентине, подали документы на возвращение. Это был 1947 год. Уже потом консул рассказал нам, что бумаги несколько лет не открывали, потому что был жив Сталин и нас просто пожалели, не стали возвращать в СССР. А когда Сталин умер, документы отправили. Разрешение на возвращение нам давал Ворошилов. Мы могли ехать в любой город страны, кроме Ленинграда и Москвы. Вот так и получилось, что в 1955 году приехали именно в Минск. Только старшая сестра Евгения осталась в Аргентине, потому что к тому времени уже вышла там замуж”.
“Я приехал в Минск 1 августа 1955 года, а уже 20 августа встретил свою будущую жену. Я познакомился с парнем, который должен был уходить в армию. А на проводах была и Оля. Оттуда мы поехали на Комсомольское озеро кататься на лодке, потом пошли в кино... Потом три года “женихались”, как тогда говорили. Моя жена, несмотря на то что по профессии энергетик, была человеком гуманитарного склада ума. Но в то время считалось как-то несерьезно быть, например, педагогом. Надо было “идти строить коммунизм”. Вот она и пошла по стопам отца. Но при этом технарем не была, очень любила музыку. Когда слушала мою первую оперу, сказала: “Не знаю, как для других, но для меня это гениально”. Очень хорошо, когда рядом кто-то так поддерживает”.
“Сын Митя родился в 1961 году, а через десять лет — Сергей. Старшего я назвал Дмитрием в честь Шостаковича, а младшему имя выбирала жена. Мне не нравилось, что она решила назвать его Сергеем, но потом я согласился: ладно, пусть будет... в честь Прокофьева. Дмитрий стал пианистом. Сейчас живет под Парижем с женой и дочкой. А младший — флейтист, как и его супруга. Он работает в оркестре у Александра Анисимова”.
“Это мы в городе Мендоса. Благодаря Симе (так мы называем сестру Сильвию), которая копалась в документах, нашли семью отца. На снимке — один из его племянников, мой двоюродный брат. Отец женился через два года после развода с мамой, но мы ничего об этом не знали. Не переписывались с ним и не общались. Кстати, именно вместе с Симой я когда-то начинал учиться музыке. Мы играли на гитарах, потом нам купили пианино. Начали заниматься, но сестра вскоре забросила музыку. А это пианино мы даже привезли в Минск”.
И в свои 75 Сергей Кортес все так же полон сил, энергии и творческих планов. Он работает над оперой “Ладдзя роспачы” по Владимиру Короткевичу, совсем скоро в Национальном театре оперы и балета Беларуси будет поставлена его опера “Медведь”. А 25 февраля состоится юбилейный вечер композитора Сергея Кортеса.
Читатели и коллектив “Народной газеты” сердечно поздравляют Сергея Альбертовича с 75-летием. Долгие Вам творческие лета!