Боевик не по сценарию на белорусско-украинской границе
Служивому человеку, отвечающему за порядок на южном рубеже, впору скорбно сказать вслед за героем Михаила Лермонтова: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?». Но граница есть граница. И если шпионы теперь не привязывают к каблукам лосиные копыта, чтоб преодолеть контрольно-следовую полосу, то поставщики беспошлинного товара не могут жить без барьеров, ведь парадокс очевиден: уберите барьеры – и исчезнет профессия, такая же древняя, как границы.
Правда, в отличие от границы с Евросоюзом, украинская, по выражению Высоцкого, открыта, «как ворота в Кремле», - так сообщила газета «Вечерний Брест». Владимир Кашковец, что из Любешовского района Волыни, к тридцати пяти годам прослыл в своих кругах известным и удачливым контрабандистом. Причем организатором и руководителем целого сообщества, занятого незаконным перемещением через государственную границу товаров, валютных ценностей и других предметов. Оперативная информация о масштабах его деятельности у белорусской стороны была. И пограничникам, конечно, очень хотелось поймать Володю с поличным и желательно в масштабе всей группировки. Для этой цели стражи границы Пинского отряда задумали серьезную операцию.
По плану пограничники якобы идут на сговор с Кашковцом и, естественно, небезвозмездно - иначе кто же поверит - пропускают крупную партию товара. А Кашковец, воодушевленный перспективами «пробитого коридора», в следующий раз двинет с товарищами через границу уже глобальную партию товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Как положено - минуя пограничный контроль и таможенное оформление.
Первый этап операции прошел благополучно. Якобы при попустительстве погранохраны, а на самом деле под неусыпным контролем, Кашковец переместил кое-что из ТМЦ и через пару дней рассчитался с должностным лицом, вручив ему в качестве взятки 600 долларов США плюс, как у мужиков принято, бутылку водки и бутылку вина украинского производства. Примечательно, что местом промежуточного складирования контрабандных ценностей использовалось смиренное кладбище на белорусской стороне. Чем плохо? Вряд ли постоянно «прописанные» за оградкой посягнут на житейский хлам.
Спустя недели три Владимир погнал в «коридор» очередную партию товара и угодил прямо в засаду, организованную пограничным спецподразделением. Трудно сказать, на какой эффект неожиданности в глухую полночь рассчитывали спецы, но Кашковец повел себя совсем не так, как надо. Когда Владимира схватили, он оказал активное сопротивление. Как показал впоследствии один из свидетелей, пограничник, Кашковец «в момент задержания не контролировал своего поведения, у него включился инстинкт самосохранения». Задержанный побил ногами в грудь и живот офицера, да еще и пытался дотянуться до его пистолета. В итоге вместо целой группировки в руках стражей границы оказался только Кашковец. Двое специально обученных бойцов затратили время и усилия, чтоб его скрутить.
В конечном счете в отношении Владимира возбудили уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса Беларуси - 431 (дача взятки) и 366 (насилие или угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности…).
Затем состоялся суд, в ходе которого вина подсудимого была доказана представленными материалами, документами и показаниями свидетелей. Но, как необоснованные, суд отклонил доводы обвинения о том, что в отношении подсудимого следует признать отягчающими обстоятельствами организацию им преступной группы по незаконному перемещению ТМЦ… По принципу «не пойман - не вор»? Смягчающими обстоятельствами суд признал наличие у подсудимого двух малолетних детей.
Назначая наказание, суд учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, то, что действия обвиняемого контролировались рамками проводимого в отношении него оперативного эксперимента и другими обстоятельствами, в том числе и отсутствием тяжких последствий от деяний Кашковца. Санкция статей обвинения предусматривает альтернативные виды наказания - вот и получил украинский Володя по приговору Ивановского районного суда под председательством Надежды Веренич шесть месяцев ареста.
Осужденный с приговором согласился. Но государственный обвинитель по делу, старший помощник прокурора Пинска Елена Лещенко направила кассационный протест в областной суд с просьбой отменить приговор Ивановского суда в связи с мягкостью наказания. Гособвинитель мотивирует протест тем, что, как следует из материалов уголовного дела, обвиняемый на протяжении длительного времени занимался противоправной деятельностью, неоднократно незаконно пересекал госграницу Беларуси, храня при себе огнестрельное оружие, вовлекал в преступную деятельность других лиц. Кроме того, занимался подкупом должностных лиц погранвойск как на территории Украины, так и на территории Беларуси. Об этом свидетельствует факт задержания вместе с ним во время перемещения контрабандного груза сотрудника погранслужбы Украины. О многих фактах свидетельствует содержание аудио- и видеозаписей, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий. И постановление пленума Верховного суда предписывает не допускать назначения неоправданно мягких мер наказания лицам, виновным во взяточничестве, как наиболее опасном проявлении коррупции.
Сотрудник прокуратуры Брестской области Геннадий Бурый прокомментировал ситуацию так: «После изучения доводов суда будет решен вопрос о справедливости назначенного наказания, поскольку за подобные преступления предусмотрено и более строгое наказание - до пяти лет лишения свободы».