Белорусы стали реже ходить в рестораны, но пристрастились к кинематографу
10.02.2010 08:27
—
Новости Общества
Во всем мире кризис проредил и количество зрителей в концертных залах, и число посетителей за ресторанными столиками. Соответственно, эти сектора бизнеса начинают, как минимум, терять доходы, а то и нести убытки. Не стала исключением и Беларусь. "Элитный" общепит здесь понемногу сдает свои позиции, а вот бюджетные формы досуга: кино, театр и музеи – напротив, становятся все более популярными.
Судя по кадрам американских кинофильмов, кутежи, закатываемые в ресторанах в годы Великой депрессии, по своим масштабам значительно превосходили более скромные застолья благополучных времен экономического процветания. Впрочем, по нынешним меркам становится очевидным, что это — своеобразная форма гротеска. Как показывают данные статистики, рынок общественного питания за последний год подвергся весьма жесткой коррекции. С середины десятилетия расходы на питание вне дома в расчете на одного белоруса росли: в 2005 году каждый житель оставлял в ресторанах Br 131 тыс. в год, в 2006 году — Br 154 тыс., в 2007-м — Br 195 тыс., в 2008-м — Br 250 тыс. Как рассказывает консультант отдела организации общественного питания Минторга Валентина Демиденко, за последний год рынок общепита практически не вырос, и даже на уровень 2008 года выйти ему не удалось. Обороты этого сегмента снизились до 96,9% своих прошлогодних объемов. Правда, в Гродненской области этот сегмент потребительского рынка вырос. "Вы и сами, наверное, заметили, что в ресторанах упало число посетителей, — говорит специалист. — С другой стороны, рестораторы не сидят сложа руки – они активно занимаются дисконтом, уменьшают выход блюд, чтобы сделать цену более приемлемой, объявляют о проведении акций и обещают скидки на 20—25%, стараются снижать торговые наценки. В общем, стремятся экономить, чтобы относительной дешевизной привлечь клиента".
Еще одно направление рынка развлечений — ночные клубы – также сражаются с падением посещаемости. Если еще год назад кризис здесь воспринимался как отличный повод устроить вечеринку для психологической разгрузки, то сегодня эксплуатация этой темы раздражает многих. Тем более что напоминания о проблемах там, куда приходишь отдохнуть и забыться, – дурной тон. В настоящее время клубы серьезно пересматривают структуру своих расходов, по возможности минимизируя их: напитки в баре становятся дешевле, у некоторых диджеев и певцов снижаются гонорары. Однако представителей клубного бизнеса беспокоит другое: за последний год число корпоративных вечеринок сократилось наполовину. И если новогодние праздники худо-бедно оживили ситуацию, то прочие поводы — дни рождения компаний, презентации для дилеров и другие массовые мероприятия, которые нередко организовывали на широкую ногу, — сегодня переведены в разряд "бюджетных".
Отказываясь от чревоугодия, похоже, люди начинают переключаться на созерцательные удовольствия. Вместо хлеба на передний край вышли зрелища. Министерство культуры недавно констатировало: посещаемость театров и музеев за последний год выросла на 24%. Как говорит директор Национального академического драматического театра имени Максима Горького Эдуард Герасимович, средняя заполняемость зала сегодня на уровне 80% и спрос на билеты растет.
Выгоды очевидны: при средней стоимости театрального входного билета Br 10—15 тыс. рестораны существенно проигрывают. По статистике, средний чек без алкоголя здесь составлял около Br 55 тыс.
Несмотря на мировой спад кинопроизводства, для проката 2009 год также оказался доходней предыдущего. Во время кризиса люди чаще ходят в кино, интересуются экранным действом. Это заметили еще во времена великой депрессии. Генеральный директор УП "Киновидеопрокат" Мингорисполкома Василий Коктыш уверяет: 2009 год во многом оказался рекордным для столичных кинотеатров. Он был богат на громкие премьеры, и народ валом шел в залы.
Рост объема доходов столичных прокатчиков в сопоставимых ценах был зафиксирован на уровне 126,5%, а в кинотеатры пришло на 380 тыс. зрителей больше, чем в 2008 году. "Кстати, в минувшем году посмотреть новинки зарубежного и отечественного кино пожелали 4,176 млн. зрителей. Это аудитория больше, чем эстрады, цирка, оперы и балета вместе взятых", — говорит Василий Коктыш. Доходы отрасли могли бы быть и выше – сегодня интерес белорусов прикован к новому цифровому стандарту кинопроката, но единственный в стране кинотеатр нового поколения пока не способен вместить всех желающих. "К сожалению, прокат у нас идет по конвейерному принципу – мы не можем долго транслировать один и тот же фильм, ведь мировая киноиндустрия продолжает баловать нас новинками, а премьеры у нас уже давно стартуют день в день с мировыми", — определяет острые проблемы отрасли специалист.
В некоторых развлекательных заведениях уменьшения количества посетителей не отмечают и связывают это с тем, что люди стараются получить положительные эмоции. Например, люди продолжают стремиться на лыжные курорты, в бильярдные и в боулинги. Кризис в сфере развлечений еще только набирает обороты – с этим согласно большинство экспертов. Хотя не исключено, что ситуация в этом секторе может парадоксальным образом пойти против общей тенденции. Люди все равно будут отдыхать, искусственно создавать себе радость, несмотря ни на какие экономические коллизии.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Судя по кадрам американских кинофильмов, кутежи, закатываемые в ресторанах в годы Великой депрессии, по своим масштабам значительно превосходили более скромные застолья благополучных времен экономического процветания. Впрочем, по нынешним меркам становится очевидным, что это — своеобразная форма гротеска. Как показывают данные статистики, рынок общественного питания за последний год подвергся весьма жесткой коррекции. С середины десятилетия расходы на питание вне дома в расчете на одного белоруса росли: в 2005 году каждый житель оставлял в ресторанах Br 131 тыс. в год, в 2006 году — Br 154 тыс., в 2007-м — Br 195 тыс., в 2008-м — Br 250 тыс. Как рассказывает консультант отдела организации общественного питания Минторга Валентина Демиденко, за последний год рынок общепита практически не вырос, и даже на уровень 2008 года выйти ему не удалось. Обороты этого сегмента снизились до 96,9% своих прошлогодних объемов. Правда, в Гродненской области этот сегмент потребительского рынка вырос. "Вы и сами, наверное, заметили, что в ресторанах упало число посетителей, — говорит специалист. — С другой стороны, рестораторы не сидят сложа руки – они активно занимаются дисконтом, уменьшают выход блюд, чтобы сделать цену более приемлемой, объявляют о проведении акций и обещают скидки на 20—25%, стараются снижать торговые наценки. В общем, стремятся экономить, чтобы относительной дешевизной привлечь клиента".
Еще одно направление рынка развлечений — ночные клубы – также сражаются с падением посещаемости. Если еще год назад кризис здесь воспринимался как отличный повод устроить вечеринку для психологической разгрузки, то сегодня эксплуатация этой темы раздражает многих. Тем более что напоминания о проблемах там, куда приходишь отдохнуть и забыться, – дурной тон. В настоящее время клубы серьезно пересматривают структуру своих расходов, по возможности минимизируя их: напитки в баре становятся дешевле, у некоторых диджеев и певцов снижаются гонорары. Однако представителей клубного бизнеса беспокоит другое: за последний год число корпоративных вечеринок сократилось наполовину. И если новогодние праздники худо-бедно оживили ситуацию, то прочие поводы — дни рождения компаний, презентации для дилеров и другие массовые мероприятия, которые нередко организовывали на широкую ногу, — сегодня переведены в разряд "бюджетных".
Отказываясь от чревоугодия, похоже, люди начинают переключаться на созерцательные удовольствия. Вместо хлеба на передний край вышли зрелища. Министерство культуры недавно констатировало: посещаемость театров и музеев за последний год выросла на 24%. Как говорит директор Национального академического драматического театра имени Максима Горького Эдуард Герасимович, средняя заполняемость зала сегодня на уровне 80% и спрос на билеты растет.
Выгоды очевидны: при средней стоимости театрального входного билета Br 10—15 тыс. рестораны существенно проигрывают. По статистике, средний чек без алкоголя здесь составлял около Br 55 тыс.
Несмотря на мировой спад кинопроизводства, для проката 2009 год также оказался доходней предыдущего. Во время кризиса люди чаще ходят в кино, интересуются экранным действом. Это заметили еще во времена великой депрессии. Генеральный директор УП "Киновидеопрокат" Мингорисполкома Василий Коктыш уверяет: 2009 год во многом оказался рекордным для столичных кинотеатров. Он был богат на громкие премьеры, и народ валом шел в залы.
Рост объема доходов столичных прокатчиков в сопоставимых ценах был зафиксирован на уровне 126,5%, а в кинотеатры пришло на 380 тыс. зрителей больше, чем в 2008 году. "Кстати, в минувшем году посмотреть новинки зарубежного и отечественного кино пожелали 4,176 млн. зрителей. Это аудитория больше, чем эстрады, цирка, оперы и балета вместе взятых", — говорит Василий Коктыш. Доходы отрасли могли бы быть и выше – сегодня интерес белорусов прикован к новому цифровому стандарту кинопроката, но единственный в стране кинотеатр нового поколения пока не способен вместить всех желающих. "К сожалению, прокат у нас идет по конвейерному принципу – мы не можем долго транслировать один и тот же фильм, ведь мировая киноиндустрия продолжает баловать нас новинками, а премьеры у нас уже давно стартуют день в день с мировыми", — определяет острые проблемы отрасли специалист.
В некоторых развлекательных заведениях уменьшения количества посетителей не отмечают и связывают это с тем, что люди стараются получить положительные эмоции. Например, люди продолжают стремиться на лыжные курорты, в бильярдные и в боулинги. Кризис в сфере развлечений еще только набирает обороты – с этим согласно большинство экспертов. Хотя не исключено, что ситуация в этом секторе может парадоксальным образом пойти против общей тенденции. Люди все равно будут отдыхать, искусственно создавать себе радость, несмотря ни на какие экономические коллизии.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ