Масленица у православных начинается 8 февраля
У православных верующих 8 февраля начинается Масленая неделя (Масленица), во время которой церковь готовится к началу Великого поста - 49-дневного периода строгой аскезы.
Масленица - зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с начала февраля до начала марта. Праздник дошел до нас с далеких времен. В народе его воспринимают как прощание с зимой и канун весны. Поэтому и говорили: "Масленица зиму проводит, год встречает", "Приходи, весна, с радостью, с великой милостью", "Масленицу провожаем, света солнца ожидаем".
Масленица была принята Православной церковью как религиозный праздник. Он был приурочен к последней неделе перед постом. Называется сырною неделей, сыропустной, когда мяса уже не едят, но разрешается молочная пища и яйца. Именно поэтому самыми популярными блюдами Масленицы на Руси всегда были блины, сыр, икра и рыбные пироги.
Официальное церковное название Масленицы - Седмица о Страшном суде, а также Сырная седмица. Она посвящена напоминанию об апокалиптическом конце истории и втором пришествии Христа. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а суд его - праведным и неподкупным испытанием. Песнопениями Сырной седмицы церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднество воздержания, "седмица предочистительная".
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в народе название Прощеного, а официально именуется в церкви Воспоминанием об изгнании Адама. В этот день вспоминается событие изгнания человечества из рая. На Прощеное воскресенье в православных странах было принято даже у незнакомых встречных людей просить прощения: ведь если задуматься, все человечество - единый организм, а значит, каждый хоть чуть-чуть виноват перед другим.
Между тем в сознании народа Масленица воспринимается не столько периодом покаяния и самоанализа, сколько периодом бурного, красочного веселья, ведь перед постом надо получить эмоциональную разрядку перед аскетическим подвигом. Кроме того, не будем забывать, что праздник Масленицы известен еще со времен язычества и имеет природно-символическое значение: карнавал знаменует прощание с зимой и встречу весны.
Как известно, в течение этой недели принято есть блины (ведь блин - ритуальный символ солнца) и ходить в гости. В Беларуси перед началом Масленой недели существовал обычай, который получил название "тянуть колодку". В период с Коляд до Масленицы было разрешено жениться, и если кто-то из молодых парней не успел - его "наказывали". Женщины с песнями ходили по деревне и тянули полено с привязанной к нему веревкой, когда им встречался неженатый юноша, они набрасывали на него веревку и заставляли тянуть колодку, при этом активно ему мешая. За свое освобождение юноша должен был дать выкуп.
Каждый день на Масленой неделе имеет свои особенности. К примеру, в четверг объезжали молодых лошадей, катались на уже объезженных, а также на санях с горок. Считалось, чем дольше будешь ездить, тем длиннее вырастет лен. А еще в этот день отец девушки, которая долго не выходила замуж, садил ее на сани и возил на своеобразные смотрины по своей и окрестным деревням.
В пятницу зятья ходили к теще на блины, причем без своей прекрасной половины. Вместе к родителям жены ездили лишь молодые супруги, которые не прожили в браке и года. Блины пеклись самые разные - картофельные, из гречневой и ржаной муки.
В один из дней недели проходил женский праздник, когда вместе собирались только женщины, они пели и танцевали. А еще в Масленицу чествовали бабку-повитуху. Дети 8-10 лет либо уже родившие женщины сажали ее на санки и возили по улице. Затем она их угощала.
В воскресенье было принято всех прощать, отсюда и Прощеное воскресенье. Считалось, что начинать поститься нужно с чистой душой и совестью. В этот день устраивался щедрый праздничный ужин - последний перед началом Великого поста. Кроме того, в воскресенье проходили гулянья. В этот день сжигали чучело Зимы или Масленицы, а вокруг костра водили хороводы. В некоторых регионах, перед тем как сжечь чучело, его проносили по всей деревне и каждый привязывал к нему ленточку, символизирующую его грехи. Когда же чучело догорало, начинали петь песни-веснянки, зазывая весну.
www.belta.by