Каждая четвертая белоруска в возрасте 55 лет не хочет быть пенсионеркой
После выхода на пенсию они живут почти вдвое дольше мужчин. Эксперты все чаще говорят, что выравнивание границы пенсионного возраста у женщин и мужчин спасет рынок труда. Кому это выгодно, выясняет «Завтра твоей страны».
Белорусские женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины — в 60. Ни для кого не секрет, что пенсии в Беларуси мизерные, а пенсионная нагрузка на экономику -- одна из самых высоких в мире. Кроме того, количество трудоспособного населения с каждым годом уменьшается, а число пенсионеров – увеличивается. В итоге наполняемость пенсионного фонда становится пограничной.
Если ничего не менять, к 2050 году на 100 трудоспособных граждан будет приходиться 90 человек в нетрудоспособных возрастах. Эксперты настаивают, что одним из рычагов увеличения пенсионных гарантий могло бы стать повышение пенсионного возраста. Министерство труда и соцзащиты дважды выходило с таким предложением в Совет министров. Но на правительственном уровне мера была признана непопулярной.
В то же время Сергей Щербов, руководитель группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского института демографии Австрийской академии наук утверждает, что ни одна другая мера: ни государственная поддержка повышения рождаемости, ни привлечение мигрантов -- не сможет спасти рынок труда Беларуси.
-- Если сейчас не начать постепенно отодвигать возраст выхода на пенсию, то лет через 10-20 такая недальновидность приведет к тому, что вся социальная система рухнет, -- прогнозирует эксперт «Завтра твоей страны».
Это несправедливо по отношению к молодым поколениям
Для пенсионной системы крайне важно, сколько лет проживет человек после достижения пенсионного возраста. В Беларуси мужчины-пенсионеры в среднем живут почти 14 лет, а женщины – около 25 лет.
-- Больше двадцати лет на пенсии – по всем мировым нормам это очень высокий показатель, -- оценивает Сергей Щербов. -- Совершенно неразумно, что люди все большую долю жизни проводят на пенсионном обеспечении. Это несправедливо по отношению к молодым поколениям.
Женщины, к тому же, составляют две трети белорусских пенсионеров. Вот почему демограф предлагает начинать пенсионную реформу именно с них.
-- Это один из резервов. В вопросе возраста выхода на пенсию женщин обязательно надо «подтягивать» к мужчинам – в Европе одинаковые пенсионные границы рассматриваются на уровне гендерного полов. Причем, инициатива исходит от самих женщин, -- говорит Сергей Щербов.
Белорусским женщинам приходится практически наравне с мужчиной участвовать в трудовой деятельности, рожать детей и в то же время успеть заработать пенсию – иметь достаточный трудовой стаж, который обеспечил бы приемлемые выплаты за счет взносов, уплаченных на пенсионное страхование.
-- Одним из факторов достойных пенсий в экономически и социально развитых странах является более поздний выход на пенсию. В частности, для женщин пенсионный возраст на 5-12 лет выше, чем в Беларуси, -- отмечает бывший первый заместитель министра соцзащиты Геннадий Беспалов.
К слову, когда на постсоветском пространстве началась пенсионная реформа, многие бывшие республики Советского Союза разницу в пенсионном возрасте мужчин и женщин сократили до полутора или двух лет, а в Латвии и мужчины, и женщины выходят сейчас на пенсию в 62 года.
Женщина в 55 – ягодка опять
-- Границы пенсионного возраста в Беларуси не менялись с 1956 года, -- подчеркивает координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси Татьяна Гапличник. – За это время не только увеличилась продолжительность жизни, но и улучшилось ее качество. Сегодня иные возможности у медицины, фармакологии, косметологии. И если мы сравним, какой была женщина в 55 лет в послевоенный период и сейчас, то сегодня это женщина в расцвете сил, которая нередко находится на пике карьеры.
Границу трудоспособности женщины, которая определена 55-летним возрастам, эксперт «Завтра твоей страны» называет, по сути, дискриминационной мерой, которая зачастую выталкивает женщин с рынка труда.
Далеко не все современные белоруски, достигшие пенсионного возраста, стремятся оставить работу и заняться внуками и огородом. Для многих решение работодателя о прекращении трудовых отношений чаще всего является сильнейшим стрессом. Причем не только в связи с потерей дохода, но и из-за желания оставаться в строю, сохранять привычный круг общения.
-- Именно по эти причинам европейские женщины добились гендерного равенства, в том числе и в праве выхода на «пенсию по старости», -- говорит Геннадий Беспалов.
Он очень сожалеет, что был инициатором того, чтобы в белорусском пенсионном законе, принятом в 1992 году, вместо термина «пенсия по старости» присутствовал термин «пенсия по возрасту».
-- Разве можно называть 55-летних женщин пенсионерками по старости? Считаю, что в перспективе, в новом пенсионном законе нужно вернуться к названию, которое соответствует сути социального страхования, мировой практике и статье 47 Конституции страны, в которой сказано, что гражданам «гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности», -- подчеркивает бывший замминистра.
Теперь, как говорят специалисты, возраст выхода на пенсию не имеет ничего общего с утратой трудоспособности. По статистике, после назначения пенсии белорусский пенсионер продолжает работать в среднем пять лет.
По неофициальным данным, 25 процентов белорусок после 55 лет не хотят оставлять работу. Это подтверждает и статистика -- в стране работают около 25% пенсионеров.
Экономисты говорят, что пенсии в Беларуси низкие потому, что они назначаются зачастую трудоспособным людям.
-- Если хочется, чтобы пенсии были высокими в старости, то старость не должна наступать в 55/60 лет, -- отметила недавно на пресс-конференции и замминистра труда и соцзащиты Валентина Королева.
Повышение пенсионного возраста – процедура долгая
Такие изменения, как повышение границы пенсионного возраста, по мнению международного эксперта Сергея Щербова, не должны быть скачкообразными.
-- Иначе это может вызвать протест со стороны населения, -- предупреждает демограф.
С тем, что повышение границы выхода на пенсию поближе к началу процесса физиологического старения организма, ограничивающего возможности для полноценного труда, должно быть постепенным, согласен и Геннадий Беспалов.
-- Например, от 3 до 6 месяцев в год. Это позволит наиболее рационально использовать пенсионные деньги и последовательно повышать пенсии тем, кто утратил возможность для продолжения трудовой деятельности, -- говорит бывший замминистра соцзащиты.
Сергей Щербов предлагает делать этот переход еще мягче, как в Германии, где пенсионный возраст повышается за год на месяц с небольшим.
У белорусских специалистов есть и иные предложения, как отодвинуть пенсионный возраст менее болезненно.
-- Смягчить ситуацию можно экономическими выгодами, -- говорит доктор социологических наук Людмила Шахотько. – Например, кто хочет, пусть выходит и получает свою пенсию сразу. Зато тот, кто останется на работе до 60-65 лет, будет вправе рассчитывать на более высокую пенсию.
Заместитель председателя Белорусского союза женщин Регина Давидович обращает внимание на то, что можно сделать разным возраст выхода на пенсию для сельских и городских женщин.
– Согласитесь, что до сих пор грань между городом и селом, а, следовательно, и условиями труда, не стерта. Жительницы городов, если, конечно, здоровье позволяет, стремятся работать после 55 лет. Я, например, выйдя на пенсию, работала еще 6 лет. Все мои приятельницы тоже. Очень сложно в один момент стать пенсионером.
Порой человек, выйдя на пенсию, сразу умирает, потому что резко меняет образ жизни. В 60-65 лет, по мнению экспертов, легче приспосабливаться к менее активному образу жизни, чем в 55 лет.