Парадоксы госрегулирования: продукты дорожают и теряют качество

Источник материала:  
05.02.2010 10:37 — Новости Общества

Кризис практически не повлиял на аппетит белорусов. Около 40% доходов они тратят на продукты питания. Столь высокие расходы можно было бы сократить за счет здоровой конкуренции на рынке продовольственных товаров.

Народ в кризис есть не перестал
Председатель оргкомитета конкурса «Продукт года» Игорь Данилов утверждает, что и во времена кризиса продовольственный рынок остался самым активным.
- Он жив и развивается. Хотя многие предприятия пищевой промышленности жалуются на нехватку оборотных средств и проблемы со сбытом. Тем не менее, народ есть не перестал, - отмечает эксперт.
В этом году организаторы конкурса, который исследует потребительские предпочтения по всей стране, даже отмечают рекордное количество участников - свыше 119 производителей и импортеров продуктов питания из Беларуси, России, Украины и других стран. Жюри - это покупатели продукции. В ходе опроса они голосовали за понравившиеся или запомнившиеся торговые марки в 80 конкурсных номинациях.
В этом году большинство респондентов отдавали предпочтение демократичным по цене продуктам.
- И раньше белорусы не жировали. Сейчас продовольственная корзина становится все дороже. Потребители стали покупать товары подешевле - это заметили и производители, и предприятия торговли, -- говорит о наметившемся в кризис тренде Игорь Данилов. - Покупают овощи, картошку, крупы, макароны - то, что долгосрочно используется и дешево обходится. Мяса берут понемножку - это видно.
Супербрендов в конкурсе «Продукт года» нет. Чаще всего потребители узнают те торговые марки и тех производителей, продукцию которых они могут позволить себе купить ежедневно. Победители конкурса - в подавляющем большинстве белорусские предприятия. - Белорусская продукция всегда славилась натуральностью и качеством. Она пользуется доверием и сейчас, - считает председатель оргкомитета.
Социально значимый батон втридорога
В то же время белорусский рынок пытаются завоевать российские и украинские компании, хотя перед ними и стоит заслон в виде импортозамещения. Впрочем, эксперты прогнозируют, что с учетом Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана белорусским продуктам неизбежно придется конкурировать с импортными. Директор торгового предприятия "Тридакта" Виктор Маргелов опасается за конкурентоспособность отечественной продукции сразу по нескольким причинам.
Прежде всего, ключевые позиции продовольственного рынка Беларуси все еще находятся под весьма жестким государственным регулированием: хлеб, молоко, мясо, водка сигареты. Это, по мнению предпринимателя, неизбежно приводит к возникновению дефицита.
- Попробуйте по закупочным ценам приобрести в Беларуси мясо (не полуфабрикаты по 20 тысяч рублей за килограмм на базе, а свинину, цена на которую в два раза ниже) - не найдете, - приводит пример Виктор Маргелов. - Мясокомбинаты предлагают торговым предприятиям дешевые субпродукты, а в «нагрузку» к ним - 10 кг вареной колбасы, продать которую сегодня не так-то просто. Таким образом, сужаются перспективы сотрудничества.
Второй парадокс государственного регулирования - оно не ограничивает цену на социально значимые продукты, а наоборот, делает их дороже.
- Мы имеем свой цех по выпечке хлебобулочных изделий. При оптовой цене на муку, при средних затратах себестоимость обыкновенного батона со стопроцентной наценкой - 950 рублей. В магазине он стоит 1400 рублей. А все потому, что чрезмерное госрегулирование снижает уровень конкуренции в той отрасли, где оно установлено, - констатирует Виктор Маргелов.
Он убежден, что государственное регулирование цен пагубно отражается и на качестве продуктов.
- Сегодня, желая продать товар, предприятия идут на ухудшение качества с сопутствующим понижением цены. Претензии по качеству есть и к мясной продукции, и к молочной, и к хлебобулочной, - перечисляет эксперт.
Почему розница ставит на колени поставщиков?
Многие белорусские производители жалуются на не всегда благоприятное отношение к их продукции со стороны предприятий розничной торговли.
- С каждым годом розница закручивает гайки все круче, - констатирует председатель правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолий Акантинов.
А все потому, что в отличие от поставщика, который заинтересован в продвижении собственного товара, для предприятий розничной торговли важен оборот с квадратного метра торговой площадки. Если поставщик соков, например, предлагает ассортимент: яблочный, апельсиновый, морковный, то розница походит к этому процессу по-другому: ей важно обеспечить выбор покупателя в рамках одной категории.
- В России уже, например, построили специальные заводы по выпуску нескольких десятков наименований только яблочных соков. И мировая экономика показывает, что производителю, чтобы выжить, придется специализироваться именно в этом направлении, - подчеркивает Анатолий Акантинов.
Розница ближе к покупателю. Вот почему Акантинов предлагает поставщикам с ней дружить и учитывать несколько моментов, которые позволят не проиграть битву за потребителя. Они опять же связаны с возможностью производителей конкурировать на рынке. Например, по словам маркетолога, пока покупатель будет ассоциировать продукт только с категорией, производитель будет слаб. Очень важно, чтобы потребитель познакомился с его продукцией еще до прилавка магазина.
- Самая идеальная ситуация, когда покупатель спрашивает в магазине продукт того или иного производителя. И тогда розница вынуждена дружить с таким поставщиком, - констатирует эксперт.
Впрочем, система госрегулирования цен тормозит и этот процесс. В Беларуси нет такого большого количества любимых потребителями брендов, как, например, в России и Украине.
- Государственное ценообразование усложняет продвижение одного наименования. Очень трудно в таких условиях вести на протяжении многих лет бренд, торговую марку, - признает Игорь Данилов.
Монополизм - это плохо для всех
И все же, резюмирует Виктор Маргелов, продовольственный рынок Беларуси движется от директивности к либеральной экономике. Если еще несколько лет назад самым эффективным методом продвижения товара для предприятия считалось попадание в сформированный государством список поставщиков продукции, то сейчас во главу угла становится взаимовыгодное сотрудничество. Если в начале 2000-х годов произошла монополизация оптовой торговли "Белбакалеей", вытеснившей все другие компании, то сейчас премьер-министр Сергей Сидорский дал поручение до 1 апреля разработать детальный план реализации параллельной системы оптовых предприятий, которые будут основаны на частной форме собственности.
- Это правильное решение, - поддерживает премьера директор "Тридакты". - Весь мировой опыт свидетельствует о том, что монополизм - это плохо для всех. Он предусматривает узкий круг игроков на рынке, что не развивает конкуренцию, а подавляет ее.

←“Народную волю” аштрафавалі за Белсат

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика