Дороже всех наград на свете

Источник материала:  
04.02.2010 01:00 — Новости Общества
Дороже всех наград на светеТомаш Дятко –ровесник Борисовского района – родился в большой семье.

 

«С Борисовщиной мы -- как родные. Мало того, что земляки, так еще и одногодки!» -- говорит сегодня Томаш Антонович Дятко. Так получилось, что недавно его и района 85-летия совпали. Чем не повод взглянуть на историю этого уголка Минщины глазами ровесника? А заодно и сравнить с современными реалиями...

Сарай вместо роддома
Томаш Дятко родился в июне 1924 года в деревне Демидовка, что в 4 километрах от Борисова (Решением ЦИК БССР от 17 июля 1924 года создан Борисовский округ, который в начале 1960 года был преобразован в Борисовский район и приобрел современные границы.) Родился в... обычном сарае, поскольку роддомов тогда еще и в помине не было, а родную хату как раз в то время разобрали, чтобы перенести на другую сторону улицы. Это еще ничего, а бывало, что женщины и в поле, и на обочине дороги рожали, некому было даже воды поднести! (Не сравнить, что сейчас: будущие мамы заранее беспокоятся о здоровье своего ребенка, проходят ежемесячные медосмотры.)
Когда бабушка увидела, что дочь родила сына, сказала: «Его имя бэндзе Тэмош». Так и назвали мальчика польским именем. А позже переиначили на русский манер и стали звать Томашем. (Нынешние молодые родители на Борисовщине предпочитают называть своих сыновей Владиславами, Никитами и Кириллами, а в то время польские имена встречались даже чаще белорусских.)
-- В семье у нас было пять сестер и трое братьев. Я самый младший, -- вспоминает Томаш. (В те времена 8--10 детей было нормой для крестьянской семьи. А в наше время такие ячейки общества впору считать «супермногодетными», поскольку обычно родители ограничиваются двумя ребятишками. К слову, сегодня на Борисовщине -- 774 многодетные семьи, а 58 женщин награждены орденом Матери.)
-- У нас была своя земля, большое хозяйство, и, чтобы прокормиться, приходилось уже с малых лет работать: помогать отцу пахать и сеять, а матери -- управляться по дому. А в 1929 году, когда образовался колхоз «Маяк социализма», у родителей меньше забот не стало, -- добавляет аксакал.
Дороже всех наград на светеПарад нарядов, а ткацкий станок -- в музей!
(Вскоре Томаш пошел в школу. Хотя по современным меркам ее и школой-то назвать трудно).
-- В одной половине дома жили сами хозяева, а в другой учились мы, -- говорит Томаш Антонович. -- Это не то, что теперь: раньше не раздумывали долго, куда поступать и на кого учиться, а как выжить, что одеть и обуть. Мама ткала из льна сорочки, штаны, отец плел лапти. (Сейчас этого делать не надо. Зайди в любой магазин на Борисовщине и выбирай, что душе угодно! Парад нарядов, не иначе. Да и ткацкий станок, пожалуй, можно увидеть только в музее.)
И если начальная школа была в Демидовке, то в пятый класс пришлось было ходить уже в город. Поэтому обычно собирались гурьбой мальчуганы, человек по 10--12, и пристраивались за старшеклассниками, чтобы не так страшно было. Особенно зимой, когда темнеет рано, да и с волком, чего доброго, был риск повстречаться. (Сейчас, если нужно добираться в соседнюю деревню, то идти, как прежде, сельскому школьнику уже не надо: заберет и отвезет автобус. Сегодня на балансе Борисовского районного отдела образования -- 14 автобусов, которые подвозят учащихся.)
-- Еще с детства я мечтал стать машинистом поезда, работать на железной дороге, -- продолжает Дятко. -- Но все планы перечеркнула война: после окончания Борисовской школы фабрично-заводского обучения  нас, молодых специалистов, отправили в Каменск Ростовской области на военно-химический завод. Там и узнал, что началась война. Из выступления Молотова по радио...
Два ранения за одну войну
-- Когда немец стал приближаться к Кавказу, наш завод эвакуировали, а меня призвали в армию. Это было в 1942-м. И отправили в училище, во Владимир, но закончить его так и не удалось: досрочно нам присвоили звания младших сержантов и отправили под Сталинград, -- рассказывает Томаш Антонович. -- Но на фронт мы так и не попали. В Норильске половину нашего эшелона высадили, а вскоре подняли по тревоге, посадили на машины и повезли на Северо-Западный фронт. Однако воевать пришлось не в воздухе, а на земле. Освобождали Старую Руссу.
Здесь-то и произошло первое боевое крещение Дятко. (За бои же на Борисовщине 24 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Тысячи были награждены орденами и медалями. Многие борисовчане сражались с фашистами в рядах Красной Армии на просторах Советского Союза. Среди них был и Томаш Дятко.)
-- Затем нас перебросили на Второй Украинский фронт, прислали в часть пополнение и мы пошли освобождать Харьков, Полтаву. Тут и пуля впервые зацепила, попал в госпиталь, -- продолжает свой рассказ Томаш Антонович. -- А как подлечился, снова присоединился к своим, которые в это время освобождали Бессарабию и Румынию. До города Яссы не дошел: получил второе ранение. В госпитале лечился полгода, а когда поправился, вернулся в родную Демидовку. И ее просто не узнал...
И Демидовка настрадалась
Немало хлебнули горя и односельчане. А в целом материальный ущерб Борисову и району в Великую Отечественную составил 350 миллионов советских рублей. Враг полностью разграбил и уничтожил колхозную собственность. Сжег полностью или частично 84 борисовские деревни. Но самыми горькими и невозвратными стали людские потери: за три года оккупации в городе погибли около 33 тысяч человек, примерно 15 тысяч жителей -- на фронтах и в партизанах, а семь с половиной тысяч вывезены в Германию.
(Однако постепенно начали работать колхозы и восстанавливаться деревни. Томаш Антонович устроился бригадиром в местное хозяйство, которое позже было переименовано в «Маяк», а с 2002 года -- в СПК «Житьково»).
-- Очень трудно было после войны начинать отстраивать деревни заново, да и некому. Когда я вернулся, еще продолжалась война, все здоровые мужики были на фронте, из работников -- только женщины, -- рассказывает Томаш Дямко. -- Мне еще повезло: в бригаде было два старика, остальные -- подростки да женщины, которым приходилось работать вместо своих мужей. А в других колхозах и вовсе мужчин не было.
Серпами женщины убирали зерно, лопатами копали картошку, таскали на себе тяжеленные плуги (ведь всю технику мобилизовали на фронт). Оттого и урожаи были небогатыми -- с гектара получали всего по 5--7 центнеров зерновых... Не было техники, грамотных специалистов, однако люди старались, работали, как для себя. (И этот самоотверженный труд государство высоко оценило, хотя сейчас за такие показатели никто бы наград не давал. Но в то время людей просто нужно было поддержать: к 1972 году урожайность зерновых увеличилась в восемь раз, тогда-то Дятко и получил свою первую награду -- орден Трудового Красного Знамени.)
...Чтобы завтра жить богаче
-- Наше хозяйство набирало обороты: росли показатели по урожайности, надоям молока и производству животноводческой продукции. Стали появляться первые деньги, за которые покупали новую технику, а значит, все работы стали выполняться быстрее и в оптимальные сроки. Тем более что люди за войну по-настоящему успели соскучиться по хлеборобскому делу, -- вспоминает бывший заместитель председателя колхоза (в этой должности Томаш Дятко проработал пять лет). -- Хотя средств не всегда хватало, но сельчане понимали: сегодня живут бедно, чтобы завтра стать богаче. И трудятся не только ради того, чтобы сеять и пахать, но и строить новые дома, школы, больницы.
(Постепенно хозяйство вышло в передовые и до сих пор не сдает прежних позиций. Правда, сменило название (в 2005 году после объединения СПК «Житьково» и совхоза «Старо-Борисов» образовалось МОУСП «Старо-Борисов»), но по-прежнему -- одно из ведущих. И, кстати, единственное в районе, которое занимается овощеводством открытого и закрытого грунта. А как преобразилась Демидовка! Добротные дома, со вкусом благоустроенные дворы с аккуратными калиточками, не сравнимые с послевоенными избушками, у которых окна -- в землю и соломенные крыши.)
Солидный возраст
85 лет -- это много или мало? Но прожиты эти годы точно не впустую! Как для Томаша Дятко, так и для его ровесника -- Борисовского района. Наш герой славно потрудился в мирное время. Гордиться может орденами Ленина, Октябрьской революции, а также сразу пятью медалями ВДНХ СССР. А недавно Томаш Дятко стал почетным гражданином Борисовщины (14 августа 2009 года Борисову были вручены Почетный вымпел «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны» и Почетная грамота.)
Однако дороже всех наград была и остается для Томаша Антоновича семья. Кстати, тут -- поистине женское царство: три дочери -- Жанна, Оксана и Леокадия, три внучки и столько же правнучек...
Надежда ЯНЧЕНКО, «БН».
НА СНИМКАХ: Томашу ДЯТКО есть чем гордиться; бригадная «хатка» в деревне Холхолица (конец 1940-х);сегодняшние работникиМОУСП «Старо-Борисов» живут в новых добротных домах. Фото автора и из районной книги «Памяць». 

←«Кому еще быть полезной?»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика