Игорь Пармон: Количество раскрытий киберпреступлений в последнее время растет

— Расскажите, пожалуйста, о подразделении «К» и о людях, которые там работают.
— Наше подразделение создано в 2001 году, но это не значит, что раньше белорусская милиция не противодействовала компьютерной преступности. Большую часть значимых уголовных дел расследуют два специалиста, когда технический сотрудник вместе с юристом, то есть оперативным работником, обрабатывают какую-то информацию касательно преступления. Юрист выясняет, каким образом нужно проводить мероприятия, а технический специалист реализует его решение на компьютере.
— Интернет не только предоставляет нам много возможностей, но и порождает массу проблем. С развитием Интернета значительно увеличилось и количество киберпреступлений. Как эта проблема решается?
— В связи с тем, что в Беларуси много хорошо подготовленных кадров, которые умеют выявлять преступления, в последнее время количество раскрытых преступлений растет.
— Хватает ли вам сил и средств, помогает ли законодательная база в борьбе с киберпреступностью?
— Сегодня штатная численность позволяет успешно противодействовать киберпреступности. Что касается законодательства, с нашим участием принимались поправки в Уголовный кодекс, а также в другие законодательные акты.
— По роду службы вам приходиться общаться с хакерами. Нарисуйте в общих чертах социальный портрет хакера.
— Статистика показывает, что самые значимые преступления совершают, в основном, люди до 30 лет.
Хочу заметить, что первоначально слово «хакер» не обозначало человека, совершающего противоправные действия. Это был высококвалифицированный специалист. Но так повелось, что сначала за рубежом, а потом и у нас, в Беларуси, слово «хакер» приобрело негативный смысл.
— Существуют ли у нас организованные группировки хакеров?
— Если говорить о хакерах в известном смысле этого слова, то таких группировок достаточно много. Люди группируются по интересам, отдыхают вместе, осуществляют какие-то разработки. Что касается преступников, то у них чисто потребительское отношение не только ко всему обществу, но и к друзьям, поэтому киберпреступники редко группируются.
— Игорь Олегович, сколько времени вы проводите в Интернете?
— Специально я не слежу, сколько времени в сутки я провожу в глобальной сети. Основной вид моей деятельности связан с Интернетом, поэтому достаточно часто и много.