Белорусы не чувствуют себя комфортно на работе
В любом обществе действует множество норм, которые определяют, как человек должен одеваться, сколько денег зарабатывать, какие у него должны быть взаимоотношения с лицами противоположного пола и т.п. Если гражданин нарушает эти правила, общество старается вернуть его «на путь истинный». В итоге люди живут не так, как на самом деле им хотелось бы. Однако человек все равно стремится найти место, где может чувствовать себя более уютно.
Сотрудники социологического центра ООО «Зеркало-Инфо» попытались уточнить места, где граждане нашей страны чувствуют себя комфортнее. С этой целью в ходе общенационального зондажа общественного мнения, проведенного в ноябре 2009 года, жителям Беларуси было предложено ответить на вопрос «Где вы чувствуете себя самим собой?» (см. табл.).
Подавляющее большинство (56%) опрошенных граждан указали дом, семью. Особенно в семейном кругу реализуют себя женщины (60%), люди в возрасте 30 лет и старше (85%). На дом как на место внутреннего комфорта и уюта ориентированы представители всех социально-профессиональных групп, но особенно пенсионеры.
Чуть ли не в пять раз меньшее число респондентов – только 12% указали на круг друзей как на то место, где они могут «раскрепоститься». Причем в равной мере как мужчины, так и женщины. Подавляющее большинство этих горожан и сельчан – молодые люди 18–39 лет (77%), лица со средним и средним специальным образованием (73%). В профессиональном плане – это рабочие и ИТР, учащиеся (студенты) и представители сферы обслуживания, торговли (вместе 61%). В кругу друзей активнее «реализуют себя» жители столицы и малых городов страны.
Каждый десятый опрошенный гражданин чувствует себя самим собой в одиночестве (10%). В большинстве своем это женщины (62%), юноши и девушки 18–24 лет и люди старше 50 лет (всего 59%). В профессиональном плане – работники творческих профессий, пенсионеры и учащиеся (вместе 51%). Около половины довольствующихся одиночеством – жители столицы и малых городов республики.
И только 5% респондентов чувствуют себя самими собой на работе. В работе активнее находят свое «я» мужчины (71%), молодежь 25–29 лет и люди 40–59 лет (вместе 73%), лица с высшим и средним образованием (86%). В профессиональном плане преобладают рабочие и ИТР, работники творческих профессий и сельского хозяйства, предприниматели (всего 84%). А также жители столицы, областных центров и села (вместе 78%).
Удивительно, но всего 5% белорусов чувствуют себя самими собой на отдыхе. Среди реализующих себя на отдыхе преобладают мужчины (69%), люди 18–49 лет (79%), лица со средним образованием (79%). В профессиональном плане несколько выделяются рабочие и ИТР, представители торговли, сферы обслуживания и предприниматели, студенты (71%).
Однако все иные места, кроме семьи, даже вместе взятые, не позволяют белорусам почувствовать себя самими собой в такой степени, как дома. Поистине «мой дом – моя крепость!».
Таблица
Где вы чувствуете себя самим собой? (Один ответ, в %)
<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
Дома, в кругу семьи | 56 |
В кругу друзей | 12 |
В одиночестве | 10 |
На работе | 5 |
На отдыхе | 5 |
Другое (везде) | 4 |
Нигде | 3 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
Примечание.
Республиканский зондаж общественного мнения проведен 4–18 ноября 2009 года социологическим центром ООО «Зеркало-Инфо». Метод опроса – интервьюирование-анкетирование жителей Беларуси 18 лет и старше. По пропорционально-квотной выборке опрошено около 1700 респондентов. Контролируемые параметры: область проживания, тип населенного пункта, пол, возраст, образование. Ошибка репрезентативности в пределах 2%.