Эксперты отмечают ослабление «культурной войны» в Беларуси
На презентации первого отчета из серии систематических ежеквартальных мониторингов BISS-Trends руководитель института Виталий Силицкий заявил, что эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) отмечают ослабление "культурной войны" между властью и гражданским обществом. Об этом пишет БелаПАН. Презентация прошла вечером 27 января в Минске.
По мнению Силицкого, основной тенденцией последнего квартала 2009 года в отношении власти к белорусской культуре стало "углубление корректировочной белорусизации и европеизации". "В последнем квартале 2009 года началась реабилитация белорусского языка в средствах массовой информации. В рамках этой же тенденции находилась политика власти во время проведения общенациональной переписи населения: власть фактически поощряла граждан утверждать свою белорусскую идентичность в ответах переписчикам", — отметил Силицкий.
Согласно результатам мониторинга, наиболее явно ослабление "культурной войны" проявилось в поддержанной белорусскими властями общественной кампании по пропаганде транслитерированного названия государства "Беларусь" в иностранных языках. Белорусские чиновники призывали своих иностранных коллег говорить "Беларусь", а не "Белоруссия", "Вайсрусланд" и т.п. Такая кампания возникла в среде гражданского общества и оказалась де-факто поддержана властью.
"Эти шаги способствовали тому, что гражданское общество получило большую свободу в производстве культурных продуктов, способствующих белорусизации и европеизации общественного сознания, — достаточно вспомнить о кампании "Будзьма", встречавшейся только с ограниченным сопротивлением со стороны государственных органов", — заявил Силицкий.
Однако он отметил, что "тревожной тенденцией" для политики власти в области культуры можно назвать назначение министром информации Беларуси Олега Пролесковского, известного своими действиями, направленными на ограничение влияния "оппозиционной" белорусской культуры в СМИ. "Это назначение напоминает о приближении предвыборного года, в ходе которого обычно активизируется традиционный идеологический репертуар белорусской власти: усиливаются антизападные и антиевропейские элементы. Но последняя президентская кампания показала, что это не мешало развертыванию массивной кампании под лозунгом "За Беларусь!". Поэтому можно ожидать новой патриотической кампании, характер которой во многом будет определяться конфликтностью или бесконфликтностью в отношениях официального Минска с Кремлем", — считает Силицкий.