Государство лимитирует инициативу «снизу»
27 января на очередном заседании межведомственной рабочей будет вновь рассматриваться вопрос арендных отношений. И если у предпринимателей появилась надежда добиться снижения арендной платы, то для третьего сектора ввели лимит на понижающий коэффициент 0,1.
Президентский указ № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» дает право арендодателям устанавливать с 1 января 2010 года понижающий коэффициент для предпринимателей и для общественных организаций. Однако правительство не приняло документов, регламентирующих применение указа, поэтому арендные ставки не только не уменьшились, но и начали расти. По настоянию предпринимателей правительство создало рабочую группу, которая займется разъяснением спорных вопросов применения указа. Правда, для «третьего сектора» многое ясно уже сейчас.
Такие льготы унижают третий сектор
Первый заместитель председателя Госкомимущества Сергей Пятков заявил о планах предоставить льготы 91 общественному объединению. Список организаций, которые смогут воспользоваться понижающим коэффициентом, утверждается правительством по согласованию с президентом. «Возможно, он будет отредактирован», - уточнил Сергей Пятков. Критерии, по которым будет утверждаться список, неизвестны.
- Это основная причина того, почему мы даже не стали пытаться добиваться льгот, предусмотренных указом, - говорит исполнительный директор общественного объединения «Образовательный центр «Пост» Владислав Величко. - Предлагаемый вариант попадания в заветный список больше напоминает соревнование представителей третьего сектора в лояльности к ним со стороны государства. Отсутствие прозрачных критериев отбора унижает третий сектор.
В общественных организациях Минска говорят, что вынуждены сейчас платить за квадратный метр арендованной площади от 20 до 30 евро. Такое бремя в сочетании с ограничениями на ведение собственной хозяйственной деятельности и на возможность поступления средств от зарубежных доноров представители некоммерческого сектора считают «убийственным».
- Источников доходов у общественных организаций гораздо меньше, чем у бизнеса. Они вынуждены отдавать за аренду последние деньги. Такая ситуация позволяет худо-бедно оставаться в живых, но ни о каком развитии не может быть и речи, - подчеркивает руководитель «Пост».
Однако по официальной статистике в 2009 году число общественных объединений в Беларуси возросло на 20%. По мнению Владислава Величко, это произошло за счет регистрации подструктур и организационных структур уже имеющихся объединений.
- Реальное количество организаций не растет, - убежден эксперт. - На статусе гражданского общества в лучшую сторону это не сказывается.
«Это лучше, чем собираться и пить впятером на кухне»
В Беларуси сегодня государство в большей степени полагается на раздутый штат специалистов и чиновников, практически игнорируя потенциал, который существует в обществе, считает политолог Ирина Бугрова.
- На мой взгляд, есть некая ограниченность в принятии решений и возможностях, которыми обладает государство, если оно не использует ресурс, который аккумулируется в общественных инициативах и организациях. Ведь именно там чаще всего рождаются самые креативные идеи, - говорит эксперт. - Такой подход избавил бы местные власти от лишних забот и разбудил бы инициативу на местах. Но государство не обращает внимания на бесплатный ресурс, который буквально валяется у него под ногами.
Однако не только чиновники, но и парламентарии опасаются подвоха от третьего сектора и предлагают дифференцированно подходить к его представителям. Как отмечает заместитель председателя постоянной комиссии белорусского парламента по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Александр Высоцкий, одно дело, когда льготы по аренде предоставляются крупной заслуженной организации, и совсем другое - когда «пять человек назовут себя общественной организацией и начнут требовать от государства особых условий».
- Объединиться на благо общество - это лучше, чем собраться и пить на кухне впятером, - парирует этот довод Ирина Бугрова.
Как государству повернуться лицом к обществу?
Маттиас Беренс, представитель Европейского центра экологического и сельского туризма в Германии:
- Это не задача для государства - регулировать размер арендной платы для неправительственных организаций. Они сами должны выбирать и иметь возможность использовать, например, какое-то заброшенное здание или помещение. Лично я был бы рад, если бы эта норма по аренде в Беларуси изменилась. Тогда общественным организациям было бы легче работать.
Ирина Бугрова, политолог:
- Для того чтобы воспользоваться потенциалом общества, государство должно облегчить возможности для объединения людей. Очень часто инициатива на местах глохнет, как только сталкивается с бюрократической системой регистрации, сборов, аренды помещения. Во-вторых, следовало бы расширить возможности общества в принятии решения на разных уровнях власти. У нас есть уже примеры общественных слушаний, но этот институт следует делать более квалифицированным и доступным.
Галина Веремейчик, руководитель международного общественного объединения «Образование без границ»:
- Обсуждать нужно не только вопрос по поводу нынешнего размера арендной ставки за квадратный метр, но также и те условия, которые привели к появлению этой проблемы. В частности, речь идет о требованиях к регистрации общественных объединений в Беларуси. Чтобы зарегистрировать такую организацию, обязательно нужно иметь юридический адрес, то есть арендовать помещение в административном здании. Именно это требование лежит в основе часто обсуждаемой проблемной ситуации с высокими ставками арендной платы. Следует, как минимум, рассмотреть возможность возврата к прежним нормам, которые в первой половине 1990-х позволяли общественным объединениям регистрироваться в квартирах. Сейчас это запрещено. Исключения составляют лишь частные дома, где есть помещение с отдельным входом, преимущественно в сельской местности. Последние шаги государства в либерализации экономической деятельности существенно изменили условия многих мелких коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут зарегистрироваться по квартирному адресу. Удивительно, но в то же время организации, которым запрещено вести хозяйственную деятельность, такого права лишены.