Власти продолжат налоговое «кидалово»
Во втором полугодии белорусов ждет очередная информационная кампания, в ходе которой власти будут усиленно промывать мозги обещаниями по снижению налоговой нагрузки в 2011 году. Кампания совпадет с разработкой бюджета и основных параметров социально-экономического прогноза на будущий год.
Совместный план действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год предусматривает создание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы страны.
В частности, планом предполагается рассмотреть отмену или усовершенствование механизма взимания местного налога на услуги, лишить местные советы права на повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога и налога на недвижимость, снять ограничение налоговых вычетов по НДС пределом налога, исчисленного от реализации товаров (работ, услуг), предоставить права добровольного перехода на ежеквартальные сроки уплаты НДС всем категориям плательщиков вне зависимости от объемов реализации, а также обеспечить дальнейшее совершенствования и упрощение порядка осуществления налогового администрирования и налогового контроля.
Кроме того, предполагается рассмотреть возможность отмены сбора на развитие территорий и снижения ставок налога на прибыль и НДС. Однако, снижение ставки НДС и ставки налога на прибыль будет зависеть от исполнения бюджета и складывающейся экономической ситуации.
Следует отметить, что последние два обещания выделены не случайно. В 2009 году власти заявили об отмене с 1 января сельхозналога в размере 1%, налога с продаж в розничной торговле, налога от продажи автомобилей и сбора с парковки автомобилей, а также о намерении снизить ставку налога на прибыль с 24% до 20%. При этом было заявлено о необходимости увеличения ставки НДС с 18% до 22% для компенсации отменяемых налогов.
Позже, повышение ставки НДС было ограничено двумя процентами - до 20%. Вместе с тем, власти отказались от снижения ставки налога на прибыль, объяснив это возможной отменой перечня основных затрат, включаемых в себестоимость, а также резким снижением прибыли белорусских предприятий в условиях кризиса.
Отмена налога с продаж в розничной сети предотвратила в определённой степени рост розничных цен, что затрагивает исключительно физических лиц, уровень зарплат которых не претерпел особых изменений с декабря 2008 года.
Нагрузка на юридических лиц с увеличением ставки НДС до 20% даже усилилась. Следует отметить, что далеко не все субъекты хозяйствования по роду своей деятельности сталкивались с такими налогами как налог от продажи автотранспортных средств и сбор с парковки автомобилей. Кроме того, эти два налога были по сути включены в сбор на развитие территорий.
Таким образом, если рассматривать предприятия в массовом порядке, то отмена сельхозналога в 1% обернулась для них повышением ставки НДС на 2% при отсутствии каких-либо иных столь же значимых послаблений. По этой причине речь может идти лишь об упрощении налогового администрирования, но никак не о снижении налоговой нагрузки.
Подобные финты с массовым сознанием - снижение ставки налога на прибыль декларировалось на протяжении минимум 5 месяцев - продолжатся и в текущем году. Власти заявят о планируемом максимуме, однако в итоге вместо снижения бизнес-сообщество, скорее всего, получит повышение налоговой нагрузки при несущественном упрощении администрирования. Тем более, что в исполнение бюджета и улучшение экономической ситуации в стране сегодня верят лишь единицы.
Налоговая пропаганда, развернутая в прошлом году, еще раз преподала урок, мораль которого сводится к следующему: пока нет официально утверждённого документа, любые обещания властей не стоят выеденного яйца.