Как живешь, Витя? В Минской области каждый ребенок в неблагополучной семье закреплен за конкретным государственным чиновником. Не стал исключением и губернатор

Источник материала:  
16.01.2010

Судьба юного жителя города Жодино Вити Ераховца в какой-то степени сложилась счастливо. Сейчас он живет в большой и дружной семье, у него есть своя, полностью обставленная комната. А недавно мальчик получил в подарок еще и телевизор от Минского областного исполнительного комитета, который Вите привез его официальный “опекун” — председатель Миноблисполкома Леонид Крупец.

Свою прежнюю жизнь тринадцатилетний подросток старается не вспоминать, после развода родителей он остался жить с матерью в общежитии. Отец Вити несостоявшейся семьей не интересовался, пил и долго на работах не задерживался. Мать вела такой же образ жизни. Витя рос, как бурьян в поле, предоставленный самому себе.  В 2008 году терпение социальных служб закончилось, и по решению Комиссии по делам несовершеннолетних города Жодино мальчик был признан нуждающимся в государственной защите. Так он оказался в детском социальном приюте.

Назад в будущее

Удивительно, но такой поворот событий неожиданно стал шоковой терапией не для матери мальчика, а для горе-отца. Николай Ераховец сам рассказал: известие о том, что его собственный сын попал в приют, повергло его в ужас. Впервые после долгих лет спившийся человек понял, что именно на нем лежит ответственность за судьбу ребенка. Николай решил во что бы то ни стало забрать Витю к себе. Но кто отдаст мальчика отцу-разгильдяю?И произошло удивительное превращение. Мама продолжала пить горькую, а прозревший папа вдруг бросил пить, стал регулярно посещать сына, ходить на консультации социально-педагогической службы. Человек, который раньше и несколько месяцев не мог задержаться на одном месте,  устроился на ОАО “Світанак”, где зарекомендовал себя настолько хорошим работником, что ему было выделено место в общежитии. Через некоторое время Николай смог полностью выплатить сумму долга за содержание ребенка в госучреждении, а спустя полгода, пройдя два серьезных консилиума социальных служб и судебное заседание, добился передачи сына ему на воспитание. В этой нелегкой истории, как говорит сам Николай, ему очень помогла нынешняя жена. Они и навещать мальчика в приют ездили вместе. Сейчас Витя живет в новой семье Николая вместе с приемной мамой Тамарой и ее двумя детьми от первого брака — Юлей и Андреем.

Жизнь казенная

— В течение 2008 — 2009 годов в области примерно 3000 детей были признаны находящимися в социально опасном положении, — рассказала “НГ” начальник управления образования Минского областного исполнительного комитета Таиса Данилевич. — Через приют, как и Витя, в последнее время прошли 958 человек. Из них почти 685 детей нам удалось вернуть в семьи. Во время посещения приюта я спросила у одной девочки, как она оказалась здесь. И двенадцатилетний ребенок ответил совсем, как взрослый: “Мама моя пила безбожно! У нас не было даже хлеба”. Конечно, в приюте все ребята одеты, обуты и накормлены. Тем не менее все дети хотели бы жить с родителями. При одном условии — чтобы те перестали пить. Родительскую любовь никогда не заменит ни одно, даже самое прекрасное специальное учебное заведение. Поэтому наша задача — вернуть как можно больше детей в свою биологическую семью.Решение о закреплении каждого ребенка за конкретным чиновником было принято в Минской области полгода назад после вопиющего случая, о котором много говорили, — гибели ребенка в Минском районе. На внеочередном заседании исполнительного комитета шел жесткий, принципиальный разговор. Председатель Миноблисполкома потребовал от своих подчиненных не просто выполнения законодательства, но и личного участия в судьбе каждого ребенка из неблагополучной семьи.— Сегодня за работу по Декрету №18 у нас несут ответственность все, не только сфера образования — отмечает Таиса Данилевич. — Особенно пристальное внимание обращено на сельсоветы, ведь 70 процентов учреждений образования в области расположены именно в сельской местности. На заседании исполкома было сказано, что каждый председатель сельсовета должен знать все о неблагополучных семьях. Причем регулярно держать отчет о конкретной работе, проделанной в этом направлении. В области уделяется большое внимание и возмещению родителями средств на содержание детей государством, — продолжает начальник управления образования. — Что ни говорите, а для горе-родителей это тоже серьезная воспитательная мера. За время действия Декрета в регионе взыскание платежей достигло более 53 процентов. Это хороший результат. То есть если перейти на конкретные цифры, то должны были получить 12 миллиардов, а взыскали шесть с половиной. На содержание ребенка в приюте в год государство тратит ни много ни мало 15 миллионов рублей. Для сравнения: содержание одного учащегося в профессионально-техническом учебном заведении стоит от трех до пяти миллионов. Но, конечно, самое главное — вернуть ребенка в нормальную семью. Причем последнее условие обязательно. Прежде чем отдать ребенка обратно, мы должны быть полностью уверены в том, что родители готовы к этому шагу. Отсюда и многочисленные проверки, тестирование у психологов и так далее.

Дом, милый дом

Эти “огонь и медные трубы” Витя и его папа прошли вместе. Все это время ситуация в семье отслеживалась буквально по дням. А вот в гости к своему подопечному ответственный за него председатель Минского областного исполнительного комитета смог приехать только сейчас. Леонид Крупец с “крестником” за короткое время успел подружиться и даже о чем-то посекретничать. Сидя за чаем в чистой, просторной квартире, я все время всматривалась в лицо Вити — а вдруг все не так уж гладко и красиво, как выглядит... И хотя от красного от смущения мальчишки слова особого нельзя было добиться, Витя признался, что часто вспоминает о маме. Впрочем, ни Николай, ни его жена Тамара не препятствуют их общению. Говорят, в последнее время родная мама Вити тоже взялась за ум. Выходит, тактика областных властей дает результат?— Практика показывает, что решение исполкома о закреплении таких семей за руководителями всех уровней, начиная от губернатора, было нужным и правильным, — продолжает разговор председатель Минского областного исполнительного комитета Леонид Крупец. — Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, мы и требуем от всех ответственных за нее людей не просто бумажных отчетов, а конкретных результатов. Только так все будет в порядке и у Вити Ераховца, и у остальных ребят.

←“Ледяное царство” в городе. В парке им.Горького пройдет конкурс снежно-ледяных скульптур

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика