Станет чуть меньше милицейских провокаций
Александр Лукашенко 4 января 2010 года подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью». Законом от 4 января 2010 года № 107-З внесены изменения и дополнения внесены в Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности».
Установлено, что проведение оперативного эксперимента допускается только в целях предупреждения, выявления, пресечения тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего принести вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя. Повторное проведение оперативного эксперимента в отношении одного и того же лица на основании сведений о признаках одного и того же преступления (в том числе, когда срок проведения оперативно-розыскного мероприятия не истек) допускается только с санкции вышестоящего прокурора или его заместителя, за исключением случаев, когда оперативный эксперимент проводится с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь.
Этим же законом внесены дополнения и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года.
В частности, установлено, что орган, ведущий уголовный процесс, обязан в отношении задержанного в течение 24 часов, а в отношении заключенного под стражу, содержащегося под домашним арестом, - в течение 72 часов с момента получения жалобы направить ее в суд с приложением материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность задержания, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста. Суд вправе также истребовать иные материалы, необходимые для разрешения жалобы. В случае поступления нескольких жалоб в отношении одного и того же лица они направляются в суд одновременно. Орган, осуществляющий уголовное преследование, а также суд, вынесший постановление (определение) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продливший срок содержания под стражей, домашнего ареста, вправе представить свои обоснования законности и обоснованности задержания, заключения под стражу, домашнего ареста, продления срока содержания под стражей, домашнего ареста.