На оленях мы помчимся...
Этих диковинных животных в СПК «Кузьмичи» выращивают для души
Пес Пират, охраняющий оленью ферму, услышал постороннего метров за сто и залаял. «Молодец, -- подумал я, -- такой сторож всегда вовремя предупредит об опасности». Подошедшая к воротам заведующая фермой Надежда Рогалевич успокоила собаку и пригласила осмотреть свои владения.
Когда-то у СПК «Кузьмичи» Любанского района здесь была звероферма. Но в последние годы спрос на пушнину упал, и ее пришлось закрыть. Вот тогда-то руководителю хозяйства Сергею Мицкевичу и пришла идея создать на этом месте оленью ферму. Затрат для этого не понадобилось. Свыше двух гектаров площади, на которой раньше проживали пушные звери, огородили. Внутри росли трава и кустарник -- хороший корм для копытных.
-- Купили мы оленей, -- говорит Сергей Мицкевич, -- не для того, чтобы иметь с них прибыль. И, конечно же, вопрос не стоял о том, чтобы использовать их на мясо. Пока решили держать животных для эстетического удовольствия. А потом, возможно, с такой же целью будем их частично продавать другим хозяйствам.
Вместе с заведующей фермой я отправляюсь знакомиться с диковинными животными. Надежда Евгеньевна берет с собой ведро овса. Это любимый корм оленей. Но где же они? Оказывается, прячутся в зарослях. Ведь эти животные -- дикие. Однако как только хозяйка фермы стала приближаться к кормушке, неожиданно, будто из-под земли, появились лесные красавцы. Они знают ее и ждут от нее любимого угощения. В стаде особенно выделяются взрослые самцы. Они бегут грациозно, высоко подняв свои развесистые рога. Олени подходят совсем близко к Надежде Евгеньевне, а вот меня сторонятся, посматривают с опаской.
-- Хотя они меня и знают, -- говорит заведующая фермой, -- но панибратства не допускают. Как-то попробовала погладить своего любимца Борю, так он мгновенно встал на передние ноги, а задними так брыкнул, что я едва успела рукой защитить лицо. Животное дикое, у него сразу срабатывает защитный рефлекс.
А еще как-то летом хозяйка поймала маленького олененка. Взяла на руки, захотела погладить. И что вы думаете? Стадо сразу бросилось защищать малыша. Олени волновались по-своему, по-животному. А вдруг у женщины на уме что-то нехорошее?
В октябре у оленей гон. В это время самцы устраивают своеобразные рыцарские поединки. Ревут и бодаются. Самый сильный олень отгоняет остальных от самок. По закону природы только он имеет право на продолжение рода.
В начале лета у самок появляется потомство. Перед отелом они прячутся в зарослях крапивы.
-- Однажды я проследила за самкой, -- говорит Надежда Евгеньевна, -- и увидела, как на свет появился малыш. Когда я подошла к еще мокрому теленку, его мать, хотя меня и знала, но стала волноваться: посмотрела с тревогой и отошла в сторону. А мне захотелось хоть разок погладить это нежное создание. Матери-оленихе это не понравилось, и она выразила свое недовольство громким многократным свистом. Тогда я быстро ретировалась, а самка подбежала к своей крохе и стала ее облизывать.
Новорожденный несколько часов лежит в зарослях, а затем начинает потихоньку становиться на ноги. Но даже когда малыш начинает ходить, мать продолжает прятать его еще примерно две недели, пока он не окрепнет. И только после этого приводит в стадо. Там новорожденных телят хорошо принимают, не обижают. Мать же продолжает кормить олененка молоком все лето, и лишь потом он становится самостоятельным членом стада. Но бывают и исключения. Один олененок, родившийся в прошлом году, до сих пор продолжает ходить за матерью. Видимо, не хочет расставаться с детством. На ферме его называют маменькиным сынком. Правда, в это традиционно негативное выражение здесь вкладывают ласковый смысл.
Много ли затрат нужно на содержание оленьего стада? Вовсе нет, утверждает заместитель председателя сельхозкооператива «Кузьмичи» Михаил Гриневский. Летом животные в основном на подножном корме. Питаются травой, поедают молодые побеги деревьев. Зимой их кормят так же, как и крупный рогатый скот: дают сено, сенаж, силос, корнеплоды, немного овса. В прошлом году для оленей специально вырастили грядку капусты и тыквы. Все это они с удовольствием съели еще осенью.
-- От того, что эти чудесные животные съедят немного корма, наши буренки не пострадают, -- говорит Михаил Николаевич. -- Зато как приятно осознавать, что мы имеем отношение к таким прекрасным творениям природы. Стоит на них только посмотреть, и душа приходит в неописуемый восторг.
Оленье стадо в хозяйстве растет довольно быстро. Купили девять животных, сейчас их уже 21.
Каждый год весной у взрослых самцов отпадают старые рога и начинают расти новые. Именно молодые рога содержат ценное лекарственное сырье. Поэтому на Дальнем Востоке, откуда родом пятнистые олени, рожки у них отпиливают. Процедура для животных неприятная. Будут ли этим делом заниматься в «Кузьмичах»? В перспективе, возможно. Но для отлова оленей и проведения обрезки молодых рогов нужны специальные ловушки и другое оборудование, которое стоит денег.
А пока в хозяйстве растят оленей для души. Показывают их и гостям, приезжающим в сельхозкооператив. И все, кто видел этих животных, восхищаются, в том числе и делом, затеянным руководством хозяйства. Ведь олени всегда считались у нас символом благородства.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН».
НА СНИМКАХ: заведующая фермой Надежда РОГАЛЕВИЧ только что накормила своих питомцев.
Фото автора.