Спорные метры
В земельном вопросе сначала надо внимательно изучить документ, и лишь потом его подписывать
«Уважаемая редакция «Белорусской нивы». Прочитав в одном из номеров вашей газеты материал «Межа раздора», решил поделиться своей проблемой». Такими словами начинается письмо Владимира Гороха, жителя деревни Заполье Кличевского района, в адрес редакции.
«Мой дом строился в 1945 году и примерно в метре от него на меже с соседним участком стоял сделанный из жердей забор. Сегодня его нет и в помине, а сама граница проходит уже по стене моего дома. Но тогда он отмечал межу наших земельных участков, -- пишет Владимир Алексеевич. -- В былые годы я был в хороших отношениях с прежним владельцем дома, и когда ему потребовалось загонять в свой узкий двор машину, поделился с ним межой. На тот момент ни у него, ни у меня вопросов по границе не возникало. Однако в конце 90-х годов прошлого века соседский дом купил «дачник». Вот он и стал преподносить всевозможные сюрпризы. То на целых полгода собак к углу моего дома привяжет, то самовольным строительством занимается, то границы земельного участка соблюдать не собирается…».
-- Из-за чего началась распря между двумя соседями -- одному Богу известно, -- рассказывает корреспонденту «БН» председатель Бацевичского сельисполкома Кличевского района Михаил Железняков. -- Возможно, причиной ссоры стали собаки, а, может, спиленное дерево или еще что-либо в этом роде. Но факт остается фактом: за прошлый год в сельисполком поступило сразу несколько жалоб от Владимира Алексеевича. В первом письме он жаловался в основном на постоянный лай соседских собак. Узнав об этом, я сразу же позвонил его соседу и попросил убрать животных подальше, вглубь участка. Спустя примерно неделю приехал посмотреть. Оказалось, что собаки действительно находятся уже в глубине участка и своим лаем не мешают Владимиру Алексеевичу. Создалось впечатление, что на этом ссора двух пожилых людей окончена...
Однако спустя полтора месяца в сельисполком пришло очередное письмо. На этот раз Владимир Горох жаловался на соседский сарай. По мнению пенсионера, новая хозпостройка соседа помешала правильному водостоку. Как результат -- сарай Владимира Алексеевича подтоплен. Здесь, правда, стоит сделать оговорку. В прошлом году дождей было столько, что даже вода в колодцах поднялась…
-- Когда я ставил у себя сарай, то специально сделал небольшой отступ от забора, чтобы вода со двора соседа уходила напрямую по меже, -- в свою очередь утверждает Владимир Горох. -- А сейчас, после того, как он пристроил к забору свою хозпостройку, вода напрямую течет в мой сарай…
Не берусь спорить с Владимиром Алексеевичем относительно подтопления сарая, только вот его сосед после обращения председателя сельсовета не только прокопал специальный водосток в обход сарая и гаража, но еще и расчистил все подходы к нему…
В завершении беседы, Михаил Железняков добавил: «В одном из своих обращений в сельисполком Владимир Горох пишет, что когда он оформлял земельно-кадастровый план, то расписался, не обратив при этом внимания на границы участка. Но ведь для того, чтобы получить акт на землю, ему необходимо было заручиться согласием соседей по всем межам участка. Выходит, на то время ни у Владимира Алексеевича, ни у его соседей претензий друг к другу не было…».
-- По одному и тому же вопросу мы уже несколько раз выезжали к Владимиру Алексеевичу, -- поддерживает председателя Бацевичского сельисполкома ведущий специалист Кличевского бюро Бобруйского филиала РУП «Могилевское агентство государственной регистрации и земельного кадастра» Галина Богомолова. -- В 2008 году Владимир Горох подписал акт ознакомления с границами своего земельного участка. Кроме него, этот документ также подписали и все его соседи. Если бы на то время у кого-либо из них имелись претензии по расположению межы, то они могли не подписывать документы, а напрямую обратиться в соответствующую судебную инстанцию, которая и расставила бы все точки над «i». Раз этого не было сделано, значит, стороны не имели никаких претензий друг к другу.
Кстати, беседуя с Владимиром Алексеевичем, я попросил его продемонстрировать мне какие-либо документы, подтверждающие расположение старых границ его земельного участка. К сожалению, ни одну из таких бумаг показать мне он не смог…
-- Если у Владимира Алексеевича нет документов, подтверждающих «старое» расположение межы, значит, единственный законный документ, закрепляющий границы земельного участка, -- земельно-кадастровый план, выданный Кличевским бюро Бобруйского филиала РУП «Могилевское агентство государственной регистрации и земельного кадастра», -- подчеркивает Галина Брониславовна.
По ее словам, подобные ситуации, хоть не часто, но все же возникают в Кличевском районе. Вот и недавно бюро пришлось приостановить одну процедуру установления размеров земельного участка из-за спора, который возник между двумя соседями...
Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН».
На снимках: домик Владимира Гороха (справа) и его соседа; Владимир ГОРОХ показывает, сколько не хватает до границы.
Фото автора.