Как живут в Минске современные цыгане?
05.01.2010 10:58
—
Новости Общества
![]() |
На снимке: Лаврентий АЛЕКСАНДРОВИЧ, Фото: Валерий ХАРЧЕНКО |
Шла в гости к Лаврентию Александровичу, представителю цыганской диаспоры в Минске, и представляла, что семья живет в неком подобии шатра. Думала, где-нибудь во дворе будет стоять кибитка, а сам хозяин выйдет навстречу если не с гитарой, то в алой атласной рубахе точно. Каково же было удивление, когда перед глазами возник современный кирпичный коттедж, а возле забора паслась не лошадь, а… иномарка. Итак, первый стереотип о цыганах был разрушен.
Лаврентий Петрович был одет по-деловому – в костюм.
— Особых требований к гардеробу у нас нет, — объяснил он. - Правда, мужчинам нельзя носить шорты, а женщинам – брюки.
У Лаврентия и его жены Жанны два сына и дочь. В прежние времена их семью назвали бы маленькой – раньше цыгане заводили по пятнадцать детей. Теперь приоритеты поменялись.
— Детей нужно выучить, на ноги поставить… — рассуждает Лаврентий Петрович.
— Я слышала, что для цыган девять классов школы – это уже много.
— Времена меняются. Чтобы прокормить себя и семью, теперь недостаточно среднего образования. Ромы (так называть цыган правильнее) все чаще оканчивают школу, идут учиться в университеты. Стало престижно знать несколько иностранных языков. Имею в виду не только цыганский, русский и белорусский, но еще и английский, французский…
Старший сын Лаврентия по профессии менеджер, младший занимается компьютерной техникой. Дочь после школы собирается в университет.
— Каждый выбирает себе занятие по душе, — рассказывает Жанна. — Но в бездельниках никто не сидит – у нас так не принято.
И все-таки не вяжется у меня образ этой семьи с представлениями о цыганах. Часто вижу оборванных детей в электричках: попрошайничают, просят "позолотить ручку". Цыган сторонятся, им не доверяют. Приходилось слышать истории, как они гипнотизировали прохожих и забирали у них последние деньги.
— Что касается песен и гаданий, то это у нас в крови. Но уважающий себя цыган не станет попрошайничать и тем более воровать. Мы верующие люди, чтим православные каноны. Но, как и в любом обществе, есть среди нас и те, кто отступает от них. Я это не одобряю. Сквернословить – тоже не в наших традициях. Если на улице вижу, что цыган ругается и ведет себя недостойно, – обязательно поставлю его на место.
— Мой отец больше сорока лет трудился на одном сельхозпредприятии в Украине, — рассказывает Жанна. – Его очень уважали, и ни у кого не возникало предрассудков по поводу того, что он цыган.
— А как вы попали в Беларусь?
— Меня украл жених, — улыбнулась Жанна и кивнула в сторону Лаврентия Петровича. – Через двадцать дней после этого мы сыграли свадьбу и уехали в Беларусь.
Семьи у цыган создаются рано: девушка выходит замуж в 15-16 лет, парень женится в 17-18. Есть два варианта создания семьи. Один – когда родители жениха и невесты согласны на брак. Тогда, как и у белорусов, в дом девушки идут сваты, и спустя некоторое время играют свадьбу. По другому сценарию разворачиваются события, когда родители против. В этом случае жених крадет невесту из дома, и родственникам девушки и парня ничего не остается, как помириться и дать молодым добро. Так было у Лаврентия Петровича и Жанны Николаевны. Они вместе уже двадцать пять лет.
— На каком языке вы общаетесь дома?
— На цыганском, — отвечает Лаврентий Александрович. – Правда, в присутствии человека, который наш язык не понимает, мы стараемся говорить на привычном ему русском или белорусском, чтобы гость не чувствовал себя не в своей тарелке. Детей до четырех лет учим только цыганскому языку. А потом под влиянием друзей, телевизора он осваивает и другие.
— В вашей семье патриархат?
— Последнее слово всегда остается за мужчиной, за отцом. Старший сын не позволяет себе даже закурить на моих глазах, хотя я знаю о его привычке.
— Особым уважением пользуется глава семьи и старейшина?
— У нас есть что-то вроде совета старейшин. Когда возникает какая-то проблема, мы собираемся и вместе ее решаем. Цыганского представителя в Беларуси выбирали так: главные ромы от каждого города съезжались в Минск и выбирали старейшину, если хотите, – барона. Строгих цыганских понятий у нас сейчас нет. Просто с уважением относимся к старшим.
Некоторые цыганские привычки уходят в историю. Постепенно ромы забывают, что значит кочевать. Лаврентий всю жизнь провел в Минске, где обосновались когда-то его отец и дед. Переезжать на новое место уже нет смысла: здесь дом, семья, работа. Но некоторые традиции цыгане по-прежнему берегут.
— Есть среди нас артисты, — заметила Жанна Николаевна. – И дар предвидения мы не потеряли. Хотите, погадаю? Расскажу, что было, что будет, чем сердце успокоится.
Когда цыганка принесла карты, длинные с причудливыми рисунками, ее муж вышел из комнаты. Неторопливо Жанна начала раскладывать на столе карты, рассказывая о моей жизни. Большинство ее слов сходились с истиной. Затем взяла иголку с ниткой и очертила над ладонью какие-то фигуры в воздухе. Речь пошла о личной жизни.
— Подробнее смогу рассказать в другой день. Я вообще по воскресеньям не гадаю, — призналась цыганка. – Так что приходите к нам еще. Мы гостям рады.