ИНТЕРВЬЮ: Бюджет-2010 предусматривает достаточный объем средств для проведения выборов в местные Советы депутатов

Источник материала: БелТА  
02.01.2010 14:46 — Новости Общества
СТАРЫЕ ВЫБОРЫ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Беларусь в 2010 году ожидает важное общественно-политическое событие - выборы в местные Советы депутатов. Во время их проведения станет ясно, как работает большинство новшеств, внесенных в избирательное законодательство страны. По сути, пройдут «обкатку» новые избирательные технологии, которые позже будут использованы на президентских выборах. О подробностях предстоящей избирательной кампании в местные Советы депутатов в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик.

- Когда стартует избирательная кампания, и на какую дату будут назначены выборы в местные Советы?

- Выборы в местные Советы депутатов состоятся в апреле 2010 года - такая договоренность была достигнута на встрече Президента Беларуси и главы Центризбиркома. Конкретная дата будет назначена указом главы государства, который должен быть издан в январе. После выхода этого документа и начнется избирательная гонка.

Некоторые подготовительные мероприятия уже стартовали. В частности, сделаны первые шаги по определению границ избирательных округов. По закону, этим занимаются местные Советы депутатов действующего созыва. Они должны собраться на сессию и установить количество округов, которые будут созданы на период проведения избирательной кампании. Таким образом, они также определяют число депутатов в будущем Совете. Ведь у нас мажоритарная система: от каждого округа избирается по одному депутату.

Одновременно Совет устанавливает, какова будет средняя наполняемость избирательного округа. Это просчитывается путем деления количества избирателей, проходивших по списку последних выборов, на количество округов. Число избирателей по округам должно быть примерно одинаковым. Закон допускает отклонения в ту или иную сторону в пределах 10%. В исключительных (обоснованных) случаях колебание может быть большее.

- А бюджет на предстоящую кампанию уже сформирован?

- Средства, необходимые для организации и проведения выборов в местные Советы депутатов, в достаточном объеме предусмотрены в республиканском бюджете на 2010 год. Подчеркну, что вопрос о финансировании подобных избирательных кампаний никогда остро не стоял. Многое делается на общественных началах. Главные расходы идут на оплату труда членов комиссий, но это деньги весьма небольшие в масштабах государства. Ведь работникам избиркомов платят из расчета средней дневной заработной платы по стране.

В республиканском бюджете определена и часть расходов на начало избирательной кампании по выборам Президента. Согласно Конституции само голосование должно состояться в феврале 2011 года. Следовательно, избирательная кампания стартует в конце 2010 года.

- Избирательное законодательство Беларуси существенно изменилось. Какие из нововведений будут опробованы уже во время кампании по выборам депутатов местных Советов?

- После издания указа о назначении даты выборов начнется формирование избирательных комиссий. Уже на этом этапе будут впервые применены на практике обновленные статьи избирательного законодательства. Согласно нововведениям избирательные комиссии должны будут состоять на одну треть из представителей политических партий и общественных объединений. При этом для них предусмотрена облегченная процедура направления своих представителей в комиссии. В частности, не требуется, как ранее, чтобы у партий в округе были нижестоящие организационные структуры.

Предполагается, что в комиссиях, сформированных по измененному законодательству, значительно снизится влияние местных администраций. В новой редакции Избирательного кодекса есть даже четкий запрет на включение в состав комиссий представителей некоторых профессий. Например, в них не могут входить председатели исполкомов, прокурорские работники, судьи. На месте председателя комиссии не должны оказаться супруги или близкие родственники кандидатов в депутаты. В законе есть еще и такая оговорка: среди членов комиссий должно быть не более одной трети работников госорганов или госслужащих.

Когда комиссии будут сформированы, начнется выдвижение кандидатов в депутаты. Условия выдвижения остались прежними для представителей от трудовых коллективов. А для членов политических партий они существенно изменились. Некоторые положения избирательного законодательства значительно облегчают деятельность партий по выдвижению кандидатов. Например, ранее требовалось, чтобы в округе, где выдвигается кандидат в депутаты, обязательно была нижестоящая партийная структура. Сейчас это ограничение снято.

Часто партийные кандидаты используют такую форму выдвижения, как сбор подписей. Она также станет гораздо проще. В частности, больше не потребуется заверять подпись члена инициативной группы в исполкоме. Он сможет самостоятельно заверить подписной лист и сдать его в избирательную комиссию с полной ответственностью за достоверность всех сведений, которые внесены в документ. Кроме того, изменены технические требования касательно границ, в пределах которых разрешается собирать подписи. Это можно делать в любом городе, районе в пределах одного избирательного округа. В ЦИК убеждены, что все это будет способствовать снижению числа технических ошибок, из-за которых раньше значительная часть подписей и целые подписные листы признавались недействительными.

Много новых записей в законодательстве касаются регистрации кандидатов. Одна из важнейших гласит: в регистрации может быть отказано, если в документах, представленных кандидатом, выявлены существенные ошибки и неточности. Это имеет большое значение. Из практики проведения предыдущих избирательных кампаний известны случаи, когда кандидата не регистрировали из-за неточностей в анкетных данных, декларации о доходах и имуществе. Порой было очевидно, что ошибка не преднамеренная и существенно не влияет на характеристику депутата. Тем не менее, юридические основания для отказа у комиссий были, и порой они этим пользовались. Например, заполняя декларацию о доходах и имуществе, кандидат предоставляет справку о доходах, взятую в бухгалтерии по месту работы. После получения от него документов, комиссия самостоятельно перепроверяет их достоверность, делает запрос в ту же бухгалтерию, и там дают справку уже с другими сведениями. Получается, что якобы человек "хитрил", а на самом деле ошиблись в бухгалтерии. Теперь, руководствуясь новой нормой Избирательного кодекса, комиссия скорее всего сочтет подобную ошибку несущественной, и она не станет причиной отказа в регистрации.

На предстоящих выборах в местные Советы кандидаты смогут более активно вести агитационную кампанию, впервые используя методы и формы, предоставленные новой редакцией Избирательного кодекса. Например, упрощен порядок получения помещений для проведения предвыборных встреч. Будет действовать не разрешительный, а заявительный принцип. Местные органы власти по согласованию с избирательными комиссиями определят места и помещения для проведения предвыборных встреч. Организаторам достаточно будет поставить местные власти в известность о дате и времени встречи, а не испрашивать разрешения, как раньше. Единственный случай, когда возможно вмешательство исполкомов, - если у нескольких кандидатов совпадают место и время встречи с избирателями. Схожий принцип будет действовать при организации пикетов по сбору подписей. Местные власти определят места, где их нельзя устраивать (если они создадут неудобства для граждан, будут препятствовать движению транспорта и т.п.). В любом незапрещенном месте кандидат в местные Советы депутатов вправе устроить пикет по сбору подписей для своего выдвижения.

Голосование на предстоящих выборах будет проходить так же, как и раньше. Чтобы создать наиболее удобные условия и равные возможности для избирателей, виды голосования остались прежними: досрочное (за 5 дней до выборов), по месту нахождения (на дому, по месту работы) и на избирательном участке в день выборов. Однако установлена более жесткая регламентация проведения досрочного голосования. Вначале урна должны быть опечатана в присутствии не менее двух третьих состава участковой избирательной комиссии (ранее было достаточно двух членов комиссии). По истечении каждого дня досрочного голосования председатель комиссии должен заклеить прорезь в ящике для голосования листом бумаги, на котором будет стоять подпись председателя и члена комиссии. Каждый день на участке будут вывешивать протокол о количестве бюллетеней: полученных, выданных и досрочно проголосовавших.

- Впервые отменен порог явки на выборы в местные Советы депутатов, и они будут считаться состоявшимися, даже если проголосует хотя бы один человек. Какими последствиями это может обернуться для авторитета народных избранников, получивших депутатский мандат на выборах, которые часто проходят безальтернативно и при низкой явке?

- Отмена порога явки на выборах в местные Советы - это прежде всего существенная уступка для организаторов, особенно в крупных городах (в сельской местности обычно проблем с явкой избирателей не было). Местным властям и избиркомам приходилось тратить много усилий для привлечения на участки нужного числа избирателей.

Сегодня сформировалась общественная прослойка людей, которые привыкли собственные проблемы решать исключительно своими силами, без обращения к местным властям. Для них, возможно, и неважно, кто будет избран в Совет депутатов. Но есть и множество других, которые привыкли чувствовать, что есть государственные гарантии. Те люди, которые считают, что депутаты защищают их интересы, хотят видеть в местных Советах конкретно своих представителей, они и голосуют. Те, кому безразлично, кто будет в Совете, могут и не идти на выборы. Нужно отдавать себе отчет: если ты не пришел на выборы, депутатов все равно изберут, но без учета твоего мнения.

Иного пути для формирования представительной власти, кроме как на выборах, - нет и быть не может. Местные Советы депутатов обязательно избирает население. Ведь у них две важнейшие функции, которые, по сути, определяют всю деятельность администрации района, города или области. Это утверждение плана социально-экономического развития и бюджета региона на год. От этих двух документов во многом зависит развитие соответствующей административно-территориальной единицы.

Заинтересованность избирателей в участии в выборах, на мой взгляд, должна возрастать по мере снижения территориального уровня власти. Согласитесь, что Президент не должен и не будет вмешиваться в решение мелких жилищно-коммунальных вопросов, как-то: подача горячей воды или отопления в отдельные дома и квартиры, ремонт кровли и т.п. Это прерогатива местных властей и народных избранников на местах. Поэтому и каждый человек должен быть наиболее заинтересован повлиять на выбор тех людей, кто непосредственно может содействовать в решении повседневных проблем и трудностей.

Часто звучит вопрос: какая роль местных Советов, если часто избиратели даже не знают, кто у них депутаты? Так ведь хорошо, если не знают. Значит, жизнь не заставила человека искать помощи у депутатов. Наше государство социально ориентировано и большинство социальных вопросов решается в плановом порядке, спокойно, без шума, без обращения в инстанции. Когда вертикаль власти работает нормально, рядовому гражданину нет необходимости знать поименно депутатов и руководителей региона.

- Решению каких конкретных проблем граждан могут содействовать депутаты местных Советов?

- Они принимают решение по двум основным вопросам: о плане социально-экономического развития и бюджете региона. Но эти вопросы настолько глобальные, что охватывают практически все сферы жизни любой административно-территориальной единицы. Поэтому можно сказать, что депутаты местных Советов причастны ко всем сторонам жизни своих избирателей.

Простой жизненный пример: одна из городских улиц не заасфальтирована. Какой может быть роль депутата в решении этой проблемы? Он может поставить вопрос о том, чтобы асфальтирование улицы было включено в план социально-экономического развития региона на следующий год, или поставить вопрос об изыскании дополнительных средств на асфальтирование. Если нет денег в бюджете, депутат может организовать жителей населенного пункта для решения проблемы за счет средств граждан при определенном содействии местных органов власти, предприятий и предпринимателей. Иными словам, многое зависит от инициативы депутата.

- Если роль депутата столь важна и почетна, почему выборы в местные Советы депутатов зачастую проходят на безальтернативной основе?

- Обычно так бывает на выборах в сельские и поселковые Советы. Действительно, на этом уровне заинтересованность у людей быть избранными низкая. Причина, наверное, - в отсутствии мотивации. В советские времена для депутатов местных советов были какие-то льготы, хотя бы бесплатный проезд по территории округа, а сегодня депутат особых преференций не имеет. Кроме того, сельсовет располагает весьма скудными материальными ресурсами и, по сути дела, возможности депутатов весьма ограничены. Хотя в последнее время в отдельных пригородных сельсоветах разгорается нешуточная борьба за депутатские мандаты. Например, под Минском в Колодищенском, Цнянском, Боровлянском районных сельсоветах, где ведется интенсивное строительство дач и коттеджей, земля в цене. Здесь реальная власть, и мотивация для депутатов существенная.

По мере роста уровня Советов, повышается и конкуренция на депутатское кресло. Возможно, срабатывает моральный фактор, ведь депутаты в городах, областях принимают более весомые решения, есть больше возможностей повлиять на социально-экономическую ситуацию. Например, в областной Совет стараются попасть руководители предприятий, организаций, расположенных в регионе, чтобы, будучи депутатом, предусмотреть преференции для своего населенного пункта, предприятия или организации.

Для многих работа в местных Советах становится стартовой площадкой для последующего избрания депутатом Палаты представителей.

- Почему Беларусь не приглашает международных наблюдателей на выборы в местные Советы?

- Такова международная практика. Нашу страну также ни одно государство никогда не приглашало на выборы в местные депутатские советы. К тому же позвать наблюдателей - это не просто выслать приглашение, надо приложить организационные усилия, чтобы обеспечить условия их работы. Быть первопроходцем иногда почетно и приятно, но в случае с местными выборами, думаю, нам не стоит отходить от международных стандартов.

Екатерина НЕЧАЕВА,
БЕЛТА.
←Президент опять вошел в каждый дом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика