Погоняйло: Ожаровскому нужно подавать в суд на тех, кто посадил его в СИЗО
Министерство информации Беларуси постановило прекратить дело об административном правонарушении российского эколога Андрея Ожаровского за распространение печатных экземпляров Критики оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС и вернуть изъятые у него печатные материалы, говорится в постановлении Министерства информации Беларуси № 16 от 3 ноября, копия которого поступила в распоряжение агентства БелаПАН.
Напомним, что российский физик-ядерщик, координатор проектов группы "Экозащита" (Москва) Андрей Ожаровский был задержан 9 октября в Островце (Гродненская область), куда приехал для участия в общественных слушаниях, посвященных предварительному отчету об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС. У него изъяли 94 печатных материала под названием "Критические отзывы относительно предварительного отчета об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС". В момент задержания Ожаровский, по его словам, не раздавал печатные материалы. Судом Островца по обвинению в мелком хулиганстве он был приговорен к семи суткам ареста, которые провел в местном изоляторе временного содержания.
В постановлении за подписью заместителя министра информации Беларуси Игоря Лаптенка говорится об отсутствии в деянии Ожаровского состава административного правонарушения. "Согласно части 2 статьи 22.9 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях привлечение к административной ответственности предполагается при условии распространения периодических печатных изданий без выходных данных. Изъятые материалы не являются продукцией печатного СМИ", - отмечается в документе.
Замминистра информации постановил прекратить административное дело и вернуть экологу экземпляры печатных материалов.
Прокомментировать данное решение корреспондент www.Euromost.org попросил юриста Белорусского Хельсинского комитета Гарри ПОГОНЯЙЛО
- Как бы вы оценили такое поведение властей с точки зрения юриста?
- Каждое ведомство стремиться делать и совершать то, что они хотят. Не оглядываясь и не ровняясь на закон и, как правило, без царя в голове. Поэтому, когда человек всё-таки добивается правосудного рассмотрения и разрешения его спора, становится видно, что в этих действиях властей есть нарушение закона. И хотя редко удаётся это доказать, иногда в таких борениях что-то всё-таки доказать удаётся. Явно, в случае с Ожаровским, что эти действия властей -- это не более, чем стремление наказать и ущемить человека, который предоставляет информацию, противоположную той, которую хотели бы слышать власти. И той, что сообщают сами власти. В частности, в том случае, что касается строительства этой атомной станции.
- Вы сказали, что в данном случае был нарушен закон. Что бы вы посоветовали Ожаровскому - выставлять иск тем, кто обвинил его в несовершённом преступлении?
- Обязательно. По крайней мере, моральные издержки я бы взыскивал с таких негодяев. Ведь человек просидел семь суток за решёткой ни за что!
- За тем, что произошло с российским экологом что, на ваш взгляд стоит: политика, экономика или просто нежелание белорусских властей вообще прислушиваться к общественному мнению?
- Это всё политика. Политика власти, направленная на травлю гражданского общества, на преследование инакомыслия в стране. Это чистой воды политика. И исполнителем её являются различные министерства и ведомства, отдельные чиновники. Не ровняясь абсолютно на закон, а выполняя те или иные команды районных администраций или начальников повыше.
- Наши власти очень заинтересованы в строительстве этой АЭС. В то же время, все подряды на строительство отданы российской стороне. И возводить её будут на российские деньги. Может, всё произошедшее было связано с желанием «прогнуться» перед российскими подрядчиками?
- Все подряды действительно переданы российской стороне и к этому всё шло. Но сопротивление белорусы оказывают не потому, что россияне будут строить, а потому, что это решение нашего правительства и нашего политического лидера. Противники строительства атомной электростанции, естественно, будут в меру своих сил возражать против этой стройки, искать иные формы, кроме информационных, для протеста. И реакция наших властей, в общем-то, прогнозируемая.
- То есть, если протесты будут продолжаться, то будут продолжать и задержания, подобные задержанию Андрея Ожаровского?
- Конечно. Это очевидно, что так и будет.