Где находится Южное море? Это попыталась выяснить корреспондент “НГ”

Источник материала:  
17.12.2009

До заморозков здесь было почти настоящее море с небольшими островками. Теперь — экстремальная ледяная дорога. Что будет после оттепели — и представить сложно. Так выглядят некоторые улицы в городском поселке Смиловичи Червенского района в разное время года. Когда ситуация изменится? Корреспондент “НГ” побывала здесь буквально за несколько дней до того, как ударили морозы. А поводом для командировки стало письмо наших читателей: “Мы неоднократно обращались к местным властям с просьбой отремонтировать улицу Южную. Несмотря на то что Южная является связующей улицей с другими частями нашего микрорайона, пройти по ней трудно, не говоря уже о проезде транспорта. Дорогу несколько раз ровнял грейдер, но ситуацию это не изменило. И если она в таком состоянии замерзнет, то мы вообще не сможем нормально добираться до центра. Приезжайте и убедитесь сами”.

Тропы знать надо

Городской поселок Смиловичи находится от Минска не так уж далеко, чуть более трех десятков километров. Так что буквально через 40 минут я была на месте.Увиденная картина на ул.Южной превзошла все “прогнозы”. Ямки и лужи на дороге чередовались с завидным постоянством, образуя настоящую мозаику, а в некоторых местах водное пространство простиралось от одной стороны улицы до другой. И, чтобы обогнуть такое “море”, нужно было действительно постараться.— Идите за мной следом, тут тропы знать надо, — пошутил, обгоняя меня, молодой человек, представившийся Павлом Шубниковым. — Вот на прошлой неделе с женой возили ребенка на прогулку, так у коляски отвалилось колесо. И это при том, что “транспортное средство” покупали надежное, не какой-то там ширпотреб. Но и оно не выдержало наших экстремальных дорог. А вы представьте, как здесь передвигаться вечером, когда на две улицы горит всего один фонарь. Скажу прямо, удовольствие не из приятных.На пересечении улиц Южная и Спортивная во дворе приводила в порядок свою машину семья Гурских. “У нас трое детей, приходится с собой в школу давать постоянно сменную обувь, чтобы хотя бы до асфальта могли добраться нормально, часто возвращаются домой в грязной одежде, — рассказывает Ирина. — Одним словом, лишней работы хватает. Недавно привезли три прицепа песка, так его просто выгрузили у дороги, муж сам потом разносил. Хотя песок быстро размокает, и опять приходится плавать, а не ездить. А если “скорую” вызвать надо? Ведь сюда она будет добираться значительно дольше”.— У нас улицы никогда не отличались хорошим состоянием, их постоянно грейдируют, но проблему это решает лишь на время. Причем на весьма короткое, — вступает в разговор Михаил Якубовский. — А потом становится еще хуже, особенно после дождя, и грязи только прибавляется. Кардинально ситуация изменится лишь в том случае, если здесь появится асфальт.Услышав оживленный разговор на улице, к нам подошла пенсионерка, которая возвращалась из местного магазина.— Эх, детка, на Южной еще так себе, а вот на нашей Юбилейной вообще страх что творится. Если хочешь, провожу, сама посмотришь, — предложила бабка Айша. Потом скептически глянула на мою обувь и добавила: — Правда, дочушка, в своих сапожках ты там вряд ли пройдешь, нужны резиновые. Несмотря на предупреждение, любопытство все-таки взяло верх. И я отправилась вслед за своей проводницей. Действительно, по сравнению с Юбилейной улица Южная показалась настоящим благоустроенным проспектом. Стоя на сухом пятачке земли, думала, как бы так исхитриться прыгнуть, чтобы, с одной стороны, не угодить в лужу, а с другой — не завязнуть в грязи. Полюбовавшись открывшимся на перекрестке пейзажем, идти дальше все-таки не рискнула, не хотелось потом пугать людей своей “эксклюзивной” обувью.

Люди на болоте

Общаясь с жителями микрорайона Заречье, я заметила одну особенность: практически каждый собеседник к сложившейся ситуации относится с определенной долей юмора. Впрочем, это вполне понятно, уж слишком долго тянется история с благоустройством улиц. С просьбой решить наболевший дорожный вопрос к местным властям люди обращались неоднократно. Но до сих пор по сути так ничего и не изменилось. И горькая ирония пока остается единственным методом “мирного сосуществования” с бездорожьем. Правда, ситуацию на месте корреспондент “НГ” выясняла буквально за пару дней до того, как ударили морозы. И сейчас, честно говоря, с трудом представляю, как выглядит движение на Южной и других улицах в Смиловичах. Однако в том, что проблем у людей хватает, сомневаться не приходится.Между тем в исполкоме нынешнее положение дел пояснили следующим образом:— Земельные участки в этом микрорайоне горпоселка Смиловичи были выделены населению еще в 1994 году, — отмечает заместитель председателя райисполкома по строительству и ЖКХ Николай Конопако. — Здесь изначально отсутствовала необходимая инженерно-транспортная инфраструктура. Однако люди в своих заявлениях подписались, что согласны прокладывать дорогу за собственный счет. Несмотря на то что прошло достаточно много времени, интенсивная застройка на некоторых улицах началась лишь недавно, когда вышел указ Президента о неиспользованных участках. По той же Южной стали курсировать большегрузные машины с материалами. Находящиеся не в лучшем состоянии улицы постоянно разбивались. А если учесть, что примерно 60 процентов Червенского района, в том числе и Смиловичи, располагается на болотах, то картина сразу станет понятной.Конечно, болотистые почвы, постоянно стоящая на улицах вода и бесконечное движение транспорта могут стать определенным оправданием бездорожья. Однако людям от этого нелегче, ведь нормально хотят жить все. Так что же в таком случае делать?— Несомненно, проблема существует, и ее надо решать, — считает Николай Конопако. — Причем не только на улице Южной. В настоящий момент в Смиловичах насчитывается 50 улиц протяженностью 25 километров. Из них только 7,8 километра заасфальтированы, гравийное покрытие имеют лишь 3,9 километра, большая же часть приходится как раз на проблемные грунтовые дороги. Заасфальтировать все получится вряд ли, поэтому самый реальный вариант — сделать гравийное покрытие.

Водопровод или дорога?

Правда, существует один нюанс. Ждать благоустроенных дорог жителям Заречья придется достаточно долго, как минимум два года. Так как заниматься кардинальным ремонтом улиц пока нецелесообразно: в 2010—2011 годах здесь собираются проводить водопровод, так что все равно придется все разрывать. Уже утверждена проектно-сметная документация. Дорогами предполагается заняться сразу же после окончания работ.Вместе с тем местные жители опасаются: не растянется ли это ожидание на неопределенный срок? Ведь работы по прокладке водопровода им обещали начать еще в 2009 году. К тому же требует это немалых финансовых затрат. По словам Николая Конопако, необходимо примерно 2,5 миллиарда рублей. Да и укладка гравия обойдется в копеечку.— В нашем районе своего карьера с гравием нет, необходимо брать у соседей, — говорит директор Червенского ЖКХ Александр Прицев. — Только одна машина будет стоить около 1,8 миллиона рублей, а таких рейсов нужно сделать много. Плюс ко всему в некоторых местах насыпать придется по 50 и больше сантиметров. А это еще дополнительный расход материала.Впрочем, у населения Заречья есть еще один вариант — взять оплату на себя. Причем такие примеры в районе действительно имеются. Вопрос лишь в том, насколько этот выход оптимальный. Ведь не секрет, что отыскать “лишние” деньги тем же пенсионерам или многодетным родителям будет весьма непросто.

←«Мы делаем все, чтобы было из кого выбирать». Женское ли дело идти в Президенты, нужно ли нумеровать бюллетени и вложит ли бизнес деньги в кандидатов?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика