80 лет назад в БССР началась принудительно-массовая коллективизация
![]() |
"Из недавнего прошлого" ("Коллективизация"). Картина народного художника СССР Юрия Кугача. |
До конца двадцатых годов коллективизация хозяйств в белорусском селе шла ни шатко ни валко. Те первоначальные колхозы двадцатых годов были не "сплошные", они создавались, как правило, на землях государственного фонда (в бывших помещичьих имениях, монастырях) и объединяли преимущественно бедняков.
Современные историки отмечают, что до 1929 года в БССР было организовано 994 колхоза. В ту пору под флагом интернациональной внутренней политики (в республике официально существовали 4 государственных языка: белорусский, русский, польский, еврейский) большевики увлекались "национальными" хозяйствами, и соответствующие показатели были такие: 227 еврейских колхозов, 12 польских, 2 латышских, 1 цыганский и 1 китайский (!) колхоз.
Простое соображение о том, что коллективное хозяйство на селе должно быть просто крестьянским, похоже, не котировалось у идеологов-пропагандистов…
Мы не имеем сравнительной статистики о производительности труда в латышском и цыганском колхозах, но вот средние данные по БССР конца двадцатых годов. На один колхоз приходилось 40–75 десятин земли, средняя урожайность зерновых составляла 8 центнеров с гектара. В хозяйстве имелись 3–5 лошадей, 3–4 плуга и бороны.
Такие колхозы кормили собственных едоков, но не общество в целом. Успешно проедали государственные ссуды, доламывали сельхозинвентарь и постройки дореволюционных времен. Характерная частушка тех лет:
Старый месяц на исходе,
Новый зарождается,
Кто работает в колхозе,
В хлебе не нуждается.
Параллельно этому развивался иной способ хозяйствования на земле. С началом нэпа руководители Советской Белоруссии сделали ставку на сельхозпроизводителей прогрессивного типа — кооперированных культурных хозяев. Председатель ЦИК БССР Александр Червяков выдвинул лозунг (цитируем в оригинале): "Багацей, селянін! Дабывай больш багацця, і чым больш ты будзеш багаты, тым больш багатай будзе наша Савецкая рабоча-сялянская дзяржава!"
Благодаря нэпу количество бедняцких хозяйств в Беларуси неуклонно снижалось, в 1925/26 хозяйственном году на долю середняков приходилось до 70% пахотной земли. Тогда же размеры посевной площади превзошли довоенный уровень.
Время было вполне благоприятное для вольного земледельца. В руководящих верхах Беларуси появилась футурологическая концепция "Превратим Беларусь в красную Данию" (подразумевалось, что Дания — образец европейского сельхозпроизводства). Этот путь развития предложила группа белорусских ученых-аграриев, близких по своим воззрениям к знаменитому российскому экономисту и крестьяноведу Александру Чаянову.
Наш край, исторически свободный от наиболее тяжкого наследия российского крепостничества, обещал многое. Концепция базировалась "на учете исторических, природных, политических и экономических факторов белорусской экономики в условиях сочетания административных и рыночных методов управления".
В народном комиссариате земледелия БССР был разработан "Пятилетний перспективный план развития лесного и сельского хозяйства БССР на 1925–1929 годы". Предусматривалось создание хуторов и небольших поселков типа отрубов, куда успеют перенести 130 тысяч сельских хозяйств. В результате к концу двадцатых годов хуторская система в Беларуси составит более четверти крестьянского землепользования. А так называемые "прищеповские поселки" (по имени народного комиссара земледелия Д.Ф. Прищепова) даже спустя многие годы будут выделяться контурами садов из высокосортных деревьев. Впрочем, Прищепову, кроме "Красной Дании", приписывали и более "земной" лозунг "На свинье — к социализму"…
![]() |
Понятно, что диктатуре сталинского типа путь "Красная Дания" мало соответствовал. В 1929 году белорусский способ хозяйствования на земле обзовут "кулацким", а самого Прищепова уберут с руководящих постов, исключат из партии. На короткое время Дмитрий Филимонович устроится в селе Скрыгалов (ныне в Мозырском районе) заведовать Полесской опытной станцией, но достанут его и там. Будут пытать так, что политзаключенный Прищепов сделает попытку самоубийства…
Долгие десятилетия нас пичкали общими для советского пространства идеологическими штампами "Великий Октябрь 1917-го дал землю крестьянам", "Декрет о земле — один из первых декретов Советской власти". На самом деле в Беларуси было иначе.
В силу военных обстоятельств, оккупации немецкой и затем польской, в Беларуси декрет о земле, согласно которому вся земля передавалась без выкупа в пользование крестьянам, был осуществлен только в 1921 году. И это мирное время удачно совпало с введением нэпа. Советское законодательство допускало независимый выбор землепользования. В результате в двадцатые годы в белорусской деревне начал уверенно и широко подниматься средний класс (используем именно это определение, а не жаргонизм "середняк").
Занятный факт. Состоявшийся в феврале 1929 года XII съезд белорусской компартии принял на основе общесоюзного плана Первый пятилетний план развития народного хозяйства и культуры БССР. Так вот, согласно ему в Беларуси к концу Первой пятилетки намечалось обобществить всего лишь 18% посевных площадей. Однако в том же году белорусскую деревню поразила "Великая Декабрьская крепостническая контрреволюция". В руководстве республике, кроме Д.Ф. Прищепова, 29 других "правых уклонистов" были исключены из партии и затем репрессированы. Людей в колхозы начали загонять силой, появилась частушка:
Как во сталинском колхозе
Зарезали мерина,
Разделили все кишки,
Поминали Ленина.
А в январе 1930 года всем окружкомам и райкомам КП(б)Б будет разослан секретный циркуляр "О ликвидации кулачества как класса". Согласно ему запретят "прием кулаков в члены всех видов кооперации", прикажут "вычистить" всех принятых из колхозов, а внесенные ими паи конфисковать.
Э-эх, в колхозе ворота
Специально узеньки!
Не пролезет там кулак,
Кулак толстопузенький!
Будут разорены десятки тысяч лучших хозяйств, фактически в белорусской деревне произойдет геноцид. Наступит долгий триумф лицемеров и бездельников во власти.