Будущее в местных красках
23.11.2009
—
Новости Общества
Городку Дисна в Миорском районе даровали когда-то блага Всеслав Чародей, король Сигизмунд Август и великий Стефан Баторий. Сейчас местные жители - а их всего около 2,5 тысячи - не ждут милостей свыше. Они рассчитывают на себя. Самому маленькому белорусскому городу помогает выживать собственная стратегия устойчивого развития.
Пару лет назад на международной туристической выставке в шведском Гетеборге на глазах у изумленной публики шведские, латвийские и белорусские художники рисовали на огромном полотне десятки картин одновременно. На вопрос, что они делают, отвечали: "Раскрашиваем белое пятно на карте истории".
Так в далекой Швеции узнали о белорусской Дисне, где по старинке и с размахом празднуют яблочный и медовый Спас, варят настоящий белорусский эль и продают на рынке исключительное по вкусу сливочное масло.
В 1986 году, когда собирались строить Даугавпилсскую ГЭС, самому маленькому городу в Советском Союзе предстояло на две трети уйти под воду. Хорошо, что проект так и не был реализован.
А несколько лет назад из-за малочисленности жителей статус Дисны едва не понизили до городского поселка. Но администрация и депутаты местного Совета заявили: "Давайте тогда референдум проводить!".
На это потребовались бы огромные деньги. И районные власти отступили. Дисна осталась городом. А когда здешние немногочисленные промышленные предприятия пришли в упадок, инициативные местные жители всего за два года создали Стратегию устойчивого развития Дисненского края до 2020 года на основе туризма.
Если пересказать этот серьезный документ в трех предложениях, то звучит он так: "У нас нет промышленности, нет железной дороги, но есть богатая история, красивая природа и гостеприимные люди. Единственный путь для возрождения нашего края - это туризм. Наш бренд: "Дисна - самый маленький город Беларуси".
Дисненский край начал продвигать себя на выставках и фестивалях. На него обратили внимание шведские туристические организации, которые не в Минске или Полоцке, а именно в Дисне открыли свой информационный центр.
Теперь председателю горисполкома Дисны Ольге Мороз частенько приходится водить экскурсии по деревянному мосту столетней давности и улочкам, начертанным еще на картах XVI века.
Улочки спускаются к Западной Двине. По водам этой магистрали ходили когда-то на своих шнеках и ладьях викинги - лучшие воины и торговцы того времени.
Это был золотой век для города. Вместе с гербом - ладьей на серебряных волнах под белым парусом на голубом фоне неба - Дисна получила тогда Магдебургское право. Подобная привилегия позволяла выбирать городской совет, развивать ремесла, варить пиво и организовывать "кiрмашы", доход от которых шел в городскую казну.
Так что неправда, что политика децентрализации, которую активно пропагандирует комитет регионов Евросоюза, для Беларуси - явление непривычное. Многие города на территории нашей страны жили по принципу местного самоуправления еще в Средние века. Бесправной провинцией они стали только после того, как Беларусь отошла к Российской империи, а в упадок пришли под руководством Советов, которые и сейчас "заводятся" по указке сверху.
Зачем Беларуси местные повестки?
Директор Международного гуманитарно-просветительского фонда "Живое партнерство" Олег Сивограков считает, что в рамках развития местного самоуправления в Беларуси и сейчас следовало бы ввести своеобразное Магдебурское право, - передать многие компетенции республиканских органов на низовой уровень.
"История знает примеры, когда города в исключительные моменты получали различные преференции. Так, Быхов после сильного разрушения был освобожден властями Великого княжества Литовского от налогов на 20 лет. Был использован отличный от обычных капиталовложений в экономику города инструмент - городу дали возможность развиваться на льготных условиях", - рассказывает эксперт.
Разработанная в Дисне стратегия устойчивого развития называется местной повесткой. Это инструмент стратегического (на 10-20 лет) планирования жизни региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов развития, а также интересов всех членов местного сообщества, которые участвуют в реализации стратегии. В Беларуси первые такие повестки появились в 1999 году.
"На практике для создания местной повестки сначала формируется образ желаемого будущего конкретной территории с учетом ограничений, связанных с природной средой, принципа сочетания социально-экономического и экологического в развитии, а также ориентации на местные ресурсы и партнерство властей и местного сообщества", - поясняет Олег Сивограков.
Содержание местной повестки зависит от конкретного населенного пункта. В крупных городах акцент часто делается на решение экологических проблем или развитие предпринимательства. В сельской местности - на развитие агро- и экотуризма.
С начала 2009 года в Беларуси действует проект Программы развития ООН "Устойчивое развитие на местном уровне". А сам процесс поддержки местных повесток в Беларуси базируется на Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года. Она определяет, что ведущую роль в устойчивом региональном развитии должны сыграть местные власти.
"Инициативная группа может начать реализацию местной повестки без властей, но если власть потом не присоединяется - это неполноценный процесс. Впрочем, и у власти без сотрудничества с местным сообществом ничего не получится, - подчеркивает руководитель Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии Астрид Зам. - Вопрос в приоритетах, которые определяет для себя на местах власть".
"Мэр маленького американского поселка сказал мне: "Главное для меня - уметь слушать своих налогоплательщиков и говорить с ними", - рассказывает Олег Сивограков. - В Беларуси же в условиях слабо развитого местного самоуправления сложилась довольно уникальная ситуация. На местах привыкли к государственному планированию, где есть валовые показатели, которые доводятся сверху. Хотя в развитых экономиках давно ушли исключительно от экономических показателей. Как показала мировая практика, однобокая нацеленность на экономическое развитие не помогает вытянуть регион, потому что на местах, в конкретных местных сообществах люди не только зарабатывают деньги. Они там живут, у них есть личные планы и интересы. С другой стороны, у местных органов власти в Беларуси очень мало финансовых ресурсов, которыми они реально могут распоряжаться. А чиновники из министерств и ведомств нередко заявляют, что сельским или малым городским Советам вообще не стоит доверять финансовые средства, поскольку нет на местах грамотных кадров и деньги попросту разбазарят".
Между тем международные эксперты по поводу последнего утверждают, что все обстоит с точностью до наоборот: слабые кадры и иждивенчество как раз и есть результат сверхцентрализации, когда местное самоуправление не заинтересовано в зарабатывании денег, поскольку это сразу снижает поступления из бюджета. Впрочем, в Беларуси, где утерян опыт вовлечения людей в стратегические вопросы планирования, зачастую на местах не используется даже такой "бесплатный" ресурс, как человеческий потенциал.
Местная повестка в таких условиях становится школой местного самоуправления и одним из инструментов, который содействует его развитию. "На примере небольших проектов восстанавливается понимание того, что голос местного сообщества должен быть услышан", - считает Олег Сивограков. Астрид Зам отмечает достаточно большой интерес "низов" к идее местных повесток.
"Программа поддержки Беларуси федерального правительства Германии только реагирует на этот спрос, но не создает его", - подчеркивает руководитель программы Астрид Зам.
Сейчас в стране действует около 50 местных повесток. К этой форме сотрудничества с населением власти относятся пока с некоторой опаской. Хотя местная повестка - это еще и хорошая возможность для привлечения донорских средств. Например, объем внешнего финансирования для Дисны больше, чем весь бюджет самого маленького города страны.
Пару лет назад на международной туристической выставке в шведском Гетеборге на глазах у изумленной публики шведские, латвийские и белорусские художники рисовали на огромном полотне десятки картин одновременно. На вопрос, что они делают, отвечали: "Раскрашиваем белое пятно на карте истории".
Так в далекой Швеции узнали о белорусской Дисне, где по старинке и с размахом празднуют яблочный и медовый Спас, варят настоящий белорусский эль и продают на рынке исключительное по вкусу сливочное масло.
В 1986 году, когда собирались строить Даугавпилсскую ГЭС, самому маленькому городу в Советском Союзе предстояло на две трети уйти под воду. Хорошо, что проект так и не был реализован.
А несколько лет назад из-за малочисленности жителей статус Дисны едва не понизили до городского поселка. Но администрация и депутаты местного Совета заявили: "Давайте тогда референдум проводить!".
На это потребовались бы огромные деньги. И районные власти отступили. Дисна осталась городом. А когда здешние немногочисленные промышленные предприятия пришли в упадок, инициативные местные жители всего за два года создали Стратегию устойчивого развития Дисненского края до 2020 года на основе туризма.
Если пересказать этот серьезный документ в трех предложениях, то звучит он так: "У нас нет промышленности, нет железной дороги, но есть богатая история, красивая природа и гостеприимные люди. Единственный путь для возрождения нашего края - это туризм. Наш бренд: "Дисна - самый маленький город Беларуси".
Дисненский край начал продвигать себя на выставках и фестивалях. На него обратили внимание шведские туристические организации, которые не в Минске или Полоцке, а именно в Дисне открыли свой информационный центр.
Теперь председателю горисполкома Дисны Ольге Мороз частенько приходится водить экскурсии по деревянному мосту столетней давности и улочкам, начертанным еще на картах XVI века.
Улочки спускаются к Западной Двине. По водам этой магистрали ходили когда-то на своих шнеках и ладьях викинги - лучшие воины и торговцы того времени.
Это был золотой век для города. Вместе с гербом - ладьей на серебряных волнах под белым парусом на голубом фоне неба - Дисна получила тогда Магдебургское право. Подобная привилегия позволяла выбирать городской совет, развивать ремесла, варить пиво и организовывать "кiрмашы", доход от которых шел в городскую казну.
Так что неправда, что политика децентрализации, которую активно пропагандирует комитет регионов Евросоюза, для Беларуси - явление непривычное. Многие города на территории нашей страны жили по принципу местного самоуправления еще в Средние века. Бесправной провинцией они стали только после того, как Беларусь отошла к Российской империи, а в упадок пришли под руководством Советов, которые и сейчас "заводятся" по указке сверху.
Зачем Беларуси местные повестки?
Директор Международного гуманитарно-просветительского фонда "Живое партнерство" Олег Сивограков считает, что в рамках развития местного самоуправления в Беларуси и сейчас следовало бы ввести своеобразное Магдебурское право, - передать многие компетенции республиканских органов на низовой уровень.
"История знает примеры, когда города в исключительные моменты получали различные преференции. Так, Быхов после сильного разрушения был освобожден властями Великого княжества Литовского от налогов на 20 лет. Был использован отличный от обычных капиталовложений в экономику города инструмент - городу дали возможность развиваться на льготных условиях", - рассказывает эксперт.
Разработанная в Дисне стратегия устойчивого развития называется местной повесткой. Это инструмент стратегического (на 10-20 лет) планирования жизни региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов развития, а также интересов всех членов местного сообщества, которые участвуют в реализации стратегии. В Беларуси первые такие повестки появились в 1999 году.
"На практике для создания местной повестки сначала формируется образ желаемого будущего конкретной территории с учетом ограничений, связанных с природной средой, принципа сочетания социально-экономического и экологического в развитии, а также ориентации на местные ресурсы и партнерство властей и местного сообщества", - поясняет Олег Сивограков.
Содержание местной повестки зависит от конкретного населенного пункта. В крупных городах акцент часто делается на решение экологических проблем или развитие предпринимательства. В сельской местности - на развитие агро- и экотуризма.
С начала 2009 года в Беларуси действует проект Программы развития ООН "Устойчивое развитие на местном уровне". А сам процесс поддержки местных повесток в Беларуси базируется на Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года. Она определяет, что ведущую роль в устойчивом региональном развитии должны сыграть местные власти.
"Инициативная группа может начать реализацию местной повестки без властей, но если власть потом не присоединяется - это неполноценный процесс. Впрочем, и у власти без сотрудничества с местным сообществом ничего не получится, - подчеркивает руководитель Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии Астрид Зам. - Вопрос в приоритетах, которые определяет для себя на местах власть".
"Мэр маленького американского поселка сказал мне: "Главное для меня - уметь слушать своих налогоплательщиков и говорить с ними", - рассказывает Олег Сивограков. - В Беларуси же в условиях слабо развитого местного самоуправления сложилась довольно уникальная ситуация. На местах привыкли к государственному планированию, где есть валовые показатели, которые доводятся сверху. Хотя в развитых экономиках давно ушли исключительно от экономических показателей. Как показала мировая практика, однобокая нацеленность на экономическое развитие не помогает вытянуть регион, потому что на местах, в конкретных местных сообществах люди не только зарабатывают деньги. Они там живут, у них есть личные планы и интересы. С другой стороны, у местных органов власти в Беларуси очень мало финансовых ресурсов, которыми они реально могут распоряжаться. А чиновники из министерств и ведомств нередко заявляют, что сельским или малым городским Советам вообще не стоит доверять финансовые средства, поскольку нет на местах грамотных кадров и деньги попросту разбазарят".
Между тем международные эксперты по поводу последнего утверждают, что все обстоит с точностью до наоборот: слабые кадры и иждивенчество как раз и есть результат сверхцентрализации, когда местное самоуправление не заинтересовано в зарабатывании денег, поскольку это сразу снижает поступления из бюджета. Впрочем, в Беларуси, где утерян опыт вовлечения людей в стратегические вопросы планирования, зачастую на местах не используется даже такой "бесплатный" ресурс, как человеческий потенциал.
Местная повестка в таких условиях становится школой местного самоуправления и одним из инструментов, который содействует его развитию. "На примере небольших проектов восстанавливается понимание того, что голос местного сообщества должен быть услышан", - считает Олег Сивограков. Астрид Зам отмечает достаточно большой интерес "низов" к идее местных повесток.
"Программа поддержки Беларуси федерального правительства Германии только реагирует на этот спрос, но не создает его", - подчеркивает руководитель программы Астрид Зам.
Сейчас в стране действует около 50 местных повесток. К этой форме сотрудничества с населением власти относятся пока с некоторой опаской. Хотя местная повестка - это еще и хорошая возможность для привлечения донорских средств. Например, объем внешнего финансирования для Дисны больше, чем весь бюджет самого маленького города страны.