Проезжайте – будем рады!
Теперь – быстренько, в одном зале со множеством окошек, куда уже заглядывают первые посетители нового приграничного терминала «Козловичи-2». Открытие его после четырехлетнего строительства состоялось на Брестчине 20 ноября.
Современный приграничный объект, оснащенный едва ли не по последнему слову техники, – результат взаимодействия Европейского Союза и Беларуси. Общий объем финансирования составил 16 млн евро (14 млн евро – на строительство, 2 млн – на поставку оборудования). Благодаря программе Приграничного сотрудничества, нацеленной на создание эффективных и безопасных границ, ЕС вложил 63% от этой суммы в обновление «Западных ворот» нашей страны – брестского участка белорусско-польской границы. Еще 7 млн евро вложила белорусская сторона.
«Козловичи-2» – один из крупнейших пунктов пропуска на границе с Евросоюзом. Он расположен на трансконтинентальном транспортном коридоре, связывающем Париж, Берлин, Варшаву и Москву», – обосновал глава Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский выбор, сделанный в 2005 году в пользу реконструкции и увеличения пропускной способности старых «Козловичей».
Сегодня мощность таможенного терминала – 4 тыс. грузовых автомобилей, что полностью соответствует пропускной способности польской стороны – пункта пропуска «Корожчин». Для поддержания «евроуровня» здесь к ранее существовавшим площадкам на 85 автопоездов построен паркинг на 270 автомобилей, созданы дополнительные рабочие места для всех пограничных служб.
Другое новшество – налаженная связь в режиме реального времени между белорусскими таможенниками и их европейскими и российскими коллегами.
«Вся информация о грузах, перевозчиках, следующих в направлении Российской Федерации, онлайн передается на российскую границу. И это уже работает», – не без гордости отмечают брестские таможенники.
Дальнобойщики, терпеливо ожидающие своей очереди на сияющих свежей краской стульях в зале, оформленном в стиле «белорусский хай-тек», пока кивают лишь на один «недостаток»: «Телевизор повесили неудобно – как его смотреть боком?..»
Но и это, по их мнению, не помешает успешному будущему приграничного «новорожденного»: «Грузопоток однозначно увеличится. Теперь на Брест водители охотно едут – здесь быстрее. Главное, чтобы так было всегда, а не только сегодня».
Александр Шпилевский внес в праздничный для таможенной службы день и антикризисную нотку: «Экономика у нас оживляется, грузопотоки увеличиваются, и эта тенденция достаточно наглядная. В среднем ежедневно по всей территории Беларуси сегодня проходит около 5000 машин. В отдельные дни это число увеличивается до 6000 машин!»
Впрочем, возвращаясь к «виновнику торжества», еще две трети работ предстоит завершить до окончательного завершения строительства и реконструкции. Это обустройство территории, строительство еще не законченных сегодня зданий. Более того, в будущем году здесь планируется кроме грузового автотранспорта пропускать и пассажирский. Так как финансирование строительства Евросоюзом завершено, предстоит найти дополнительного «спонсора», которым может стать союзный бюджет – переговоры по этому поводу уже ведутся, отметил Александр Шпилевский.
«Я бы искренне желал, чтобы новый пункт пропуска способствовал улучшению международных взаимоотношений в торговле, процветанию стран Евросоюза и Беларуси, а также увеличил передвижение из одной страны в другую не только грузов, но и людей. Так как человеческие взаимоотношения также очень важны для нас», – показалось, пригласил, наконец, белорусов в Европу глава представительства Европейской комиссии в Украине и Беларуси Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, посетивший в этот день «Козловичи-2».