Любой каприз: магазин «заедет» в... дом

Источник материала:  
20.11.2009 01:00 — Новости Общества

Любой каприз: магазин «заедет» в... домНа селе, убедились корреспонденты «БН», идет жесткая конкуренция за покупательский кошелек

После обеда в деревеньке Забродье, что на Вилейщине, главная новость обычно такая: приехала «крама» на колесах! Позавчера ее покупателями стали и корреспонденты «БН». Правда, не обошлось без сюрпризов -- мы-то думали, отоваримся в райповской автолавке... Но оказалось -- частный торговый бизнес деревню тоже не обминает. Более того, имеет немалый опыт освоения деревенского рыночного пространства. И кое-какие любопытные наблюдения за жизнью в глубинке...
-- Зовут меня Брачкова Нина Евгеньевна, а служу разъездным продавцом в фирме «Минскторгавтопартнер», -- охотно представляется приветливая продавец.
-- О, а как это столичные предприниматели так глубоко в деревню «просочились»? И давно ли? -- любопытсвуем.
-- Для нас это уже несколько лет освоенные маршруты -- Мядельщина, Вилейщина... Чувствуем себя как дома. Стараемся, чтобы цены у нас были ниже, чем у конкурентов. Получается!
А ведь еще недавно был расхожий стереотип -- дескать, кроме райпо, никто в деревушки не поедет. Зачем бить машины? Доход-то невелик?
-- А это у кого как! -- не соглашается Нина Евгеньевна. -- Нам, частникам, никто указать не может, отправляемся в путь исключительно за прибылью. Есть она, раз мы тут регулярно появляемся...
...К автомагазинчику симпатичного черно-желтого «раскраса» потихоньку подтягиваются жители Забродья. Тут в основном пенсионеры остались. Хлебушек свежий, сдоба, всякие мясные вкусности по очень даже демократичным ценам -- у Нины Брачковой даже на интервью времени в обрез. Приходится совмещать торговлю с общением...
-- На такие магазины рассчитываем серьезно, -- говорят уже покупатели. -- Тут все, почитай, дешевле, чем в ином сельмаге. И ассортимент меняется -- каждый раз чем-то новеньким Ниночка удивляет.
-- А что у нас в деревнях нынче лидер продаж в продуктовом плане? -- нарочно пытаемся озадачить Брачкову мудреным термином.
-- Покупают все! -- тут же парирует словоохотливая продавец. -- Но особенно хорошо расходятся недорогие бессортовые колбасы-салями. Выходит палочка тысяч пять-шесть. Даже с небольшой пенсии можно себе позволить, разве не так? Хотя теперь, по осени глубокой, берут, может, и поменьше. А летом, когда внуки наезжают, частенько бабушки на гостинцы разоряются. Сладости идут неплохо...
Гибкое ценообразование -- это то, в чем частники явно преуспевают. Тут кооператорам трудно соперничать с заезжими продавцами. Те даже изучили местный покупательский сленг -- все, чтоб угодить деревенскому покупателю. Взыскателен ли он? Придирчив? Всяк бывает -- сегодня, когда каждая копейка на счету, никто не хочет платить за сомнительного качества товар.
-- Буханку хлеба и «куракі», -- так загадочно просит очередная покупательница. Корреспонденты «БН» тут слегка призадумались: что нужно бабушке? А Нина Евгеньевна не теряется. Оказывается, так по-своему называют сельчане сдобные булочки.
-- Мы работаем от души, а чтобы поспеть к своим деревенским покупателям, я лично встаю в три часа ночи, -- делится секретами успешного бизнеса Нина Евгеньевна. -- Все время осваиваем, находим новые села...
-- А местные власти, конкуренты-кооператоры как на вашу активность реагируют?
-- О, почти всегда с конкурентной точки зрения, -- дипломатично говорит Нина Евгеньевна. -- Их понять можно. Хотят, чтобы деньги, налоги в родном районе оставались. Но как же покупатель, его право на широкий выбор товаров, причем  по ценам, которые выгодны ему же?
Некоторые председатели сельских Советов и продавцы сельмагов пристраиваются в «очередь» возле частного автомагазина... А то и без оной ведут «убедительные» беседы. Дескать, без нашего разрешения торговать пришлым не велено. А если сельский житель отдает предпочтение столичному хлебу? Есть повод думать над улучшением продукции -- в ценовом, качественном плане? Все логично, но ведь проще «изгнать» надоедливых конкурентов. Хорошо, что не все такие методы берут на вооружение. Иначе бы сельчанам приходилось втридорога переплачивать.
-- Иногда другие главы местной власти встречаются, -- добавляет Михаил Хлопяник, водитель автофургончика. -- Уважаю того, кто просит нас, а не ругается. Мол, занесите продукты в дом бабульке, которая уже и на улицу-то выйти не может. Болеет... По-моему, вот забота о людях! Подъезжаем чуть ли не во двор. Не проблема.
Промтовары наши новые знакомцы не возят -- им не положено. Хотя забродская бабушка Клавдия Каптюг тут же замечает: одежка -- не самый востребованный товар. Сносить бы то, что нажила.
-- Грустно, что в деревнях все меньше народу остается, -- рассуждает Михаил. -- Был недавно страшный случай: пришел к машине молодой еще, непьющий мужик, взял хлебушка... И тут же на землю стал оседать. Сердце отказало, даже «скорую» не успели вызвать...
-- В пути чего только не подметишь! -- подытоживает Нина Евгеньевна. -- Проблем на селе еще хватает. Хотели мы, было, освоить Крупский район. Но во многие тамошние деревни, оказалось, чуть ли не на вездеходе нужно пробираться. Дороги, мягко говоря, «хромают»...
Напоследок в Забродье корреспонденты «БН» разжились еще одним любопытным штришком к теме сельской торговли. Довольно-таки жесткая конкурентная борьба за покупателя идет не только на уровне «райпо -- частник». И между самими предпринимателями, случается, отношения обостряются. Заедут сразу две машины в деревню, «столкнуться»... И отправляются восвояси -- выяснять, чья все-таки территория. Между тем сельчане остаются без покупок...
Инна ГАРМЕЛЬ, «БН».
НА СНИМКАХ: приезд автомагазинчика в Забродье -- одна из главных новостей дня.
Фото Владимира СИЗА, «БН».

←Дело ли -- обогревать улицу?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика