О роли личности и наличности в предстоящих избирательных кампаниях. Почему явка не должна быть провалена и каким может быть персональный вклад в выборы?
Политический сезон 2010—2011 годов, когда пройдут выборы депутатов местных Советов и президента, начнется с больших перемен. Парламенту на нынешней сессии предстоит рассмотреть поправки в избирательное законодательство. Какие изменения грядут? На этот и другие вопросы отвечает председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина.
— Лидия Михайловна, предлагаемые Центризбиркомом нововведения серьезны, но они не затрагивают основ нынешней мажоритарной системы. Это своеобразная огранка ее, дошлифовка, “снятие” проблемных мест. В то же время партии получают больший простор для действий. Не свидетельствует ли это о том, что следующим шагом будет переход к пропорциональной или смешанной системе, и соответственно голосование пойдет по партийным спискам, а не за конкретных кандидатов, как сейчас? — О переходе на иную избирательную систему речи пока не идет. Хотя я, возможно, это приветствовала бы. Но для этого надо вносить изменения в действующую Конституцию, которая предусматривает возможность отзыва депутата, что совместимо только с мажоритарной системой. — Основная проблема в том, что надо менять Конституцию, или в том, что сегодня партии еще не стали реальной силой в обществе? — Действительно, опыт партийного строительства у нас пока не очень большой. Количество партий неуклонно уменьшается. Теперь их 15, а в реальности 8 (столько участвовало в последних парламентских выборах). Проблемы есть. И сегодня заявлять о том, что переход к пропорциональной системе назрел, преждевременно. Однако нужно видеть и другую сторону медали. Пропорциональная система стимулирует развитие партий, а мажоритарная в идеале может привести лишь к формированию двухпартийной системы, да и при ней не учитывается весь спектр политических мнений. Поэтому нынешнюю ситуацию можно оценить двойственно: общество не готово к переходу на пропорциональную систему, а, с другой стороны, мажоритарная не способствует созданию сети неправительственных политических организаций. Эту дилемму нужно решить. Но нельзя перескакивать через этапы.— Какие же изменения сейчас грядут?— Мы идем от жизни. Многие из тех предложений, которые теперь будут обсуждаться в парламенте, на практике мы уже реализовывали с помощью разъяснений Центризбиркома. Это касается хранения бюллетеней, прав наблюдателей, регламентации деятельности избиркомов, проведения массовых мероприятий и так далее. То, что уже устоялось, прижилось, должно войти в закон. Второй блок поправок — кодификация законодательства, включение в него нормативно-правовых актов, которые работали помимо Избирательного кодекса. Это декреты главы государства о декларировании доходов и имущества кандидатов в президенты. Здесь тоже предусмотрены серьезные перемены. Сокращается количество родственников, сведения о которых надо включать в декларацию (с некоторыми из них утрачена связь, некоторые проживают за границей). Сейчас нужно будет декларировать только доходы супруги, а также совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с кандидатом. Также мы рассмотрели и учли предложения по демократизации законодательства, выработанные в том числе и с учетом рекомендаций ОБСЕ.— Когда парламентом будет рассмотрен весь комплекс предлагаемых поправок? — Я думаю, что в течение одного календарного месяца. И вот почему. 18 декабря Национальное собрание уходит на каникулы. А до 20-х чисел января закон должен быть принят, потому что именно в этих числах ожидается указ об объявлении выборов депутатов местных Советов. — Кстати, на них уже не будет порога явки избирателей. Это существенное нововведение. Если вспомнить, как общество бурно жило политическими страстями на изломе восьмидесятых—девяностых годов прошлого века, сейчас непривычно признавать факт, что интерес к выборам падает. И наших соседей уже, похоже, давно не волнует вопрос, сколько людей опустит бюллетени в урны. Такова общемировая тенденция?— В том, что население меньше интересуется политикой, нет ничего страшного. В конце прошлого века у нас происходила, по сути, революция. И люди были вовлечены в этот процесс. А при нормальном течении жизни большинство живет совершенно иными проблемами. — После отмены обязательной пятидесятипроцентной явки местные власти вздохнут спокойно? О чем им теперь беспокоиться? Выборы будут признаны состоявшимися, даже если на них придет один человек.— Во-первых, порог убирается только на выборах в местные Советы, а на остальных — сохраняется. И, во-вторых, главная задача для власти — быть легитимной. А легитимна она только в том случае, если поддерживается большинством. Если кто-то в депутаты прошел только с одним голосом, и этот голос его жены, то о чем можно говорить. Так что, как и прежде, работа будет проводиться. Будут и рассылка приглашений избирателям, и буфеты, и концерты. Но, конечно, многое зависит от самих претендентов в депутаты. Если появится состязательность, то люди придут отдать свой голос независимо от буфета.
— Что же планируется сделать, чтобы появились интрига, состязательность?— Прежде всего упрощается механизм выдвижения кандидатов. Раньше часть соискателей депутатского и президентского мандатов отсеивалась еще на стадии сбора подписей, которые могли превратиться в ничто лишь по той причине, что сборщик был не особенно юридически грамотен. Теперь кандидату главное быть выдвинутым, быть поддержанным избирателями — подписи даже не надо будет заверять в сельсоветах. Надеемся, что эти и другие меры дадут результат и появится большее количество желающих выйти на избирательный старт. А значит, и выборы станут альтернативными, привлекательными и интересными.— Один из самых обсуждаемых вопросов: возможность открытия кандидатами персональных фондов. С одной стороны, это позволит выборную гонку сделать более захватывающей, но с другой — не приведет ли это к борьбе денег? Кто же должен финансировать избирательные состязания?— Государство от финансирования не отказывается и будет его осуществлять в том же объеме, что и прежде. Каждому кандидату будут выделены необходимые средства. Например, претендент на высший государственный пост получает на избирательные расходы 2300 базовых величин (это 80 миллионов рублей). К тому же давайте не будем забывать, что государство предоставляет и возможность бесплатно выступить на телевидении и радио, а также разместить свою предвыборную программу в печатных СМИ. А это дорого стоит. — Какой максимальный размер средств будет разрешено аккумулировать в персональных фондах?— Кандидатам в парламент — не более 1000 базовых величин, а в президенты — до 3000 базовых величин. — Наблюдая за президентскими баталиями в Украине, можно сделать простой вывод: рейтинги у некоторых политиков растут исключительно за счет пиар-кампаний. Причем количество билбордов имеет не последнее значение. Как вы считаете, у нас личного фонда будет достаточно, чтобы изготовить в достаточном количестве билборды?— Слишком много билбордов у нас, конечно, не будет. Но давайте не будем забывать, что наша ситуация разительно отличается от украинской. Там, чтобы получить право побороться за пост главы государства, нужно внести избирательный залог в 300 тысяч долларов. Можете себе представить, какие это должны быть богатые люди либо как они должны быть поддержаны богатыми людьми, чтобы найти эти средства и еще полноценно провести избирательную кампанию. У нас главное требование ко всем — необходимость собрать определенное количество подписей для выдвижения. — Кто будет осуществлять контроль за расходованием средств из персональных фондов?— На президентских выборах — Центральная избирательная комиссия, а на парламентских — окружкомы. Причем я хотела бы обратить внимание, что открываться данные фонды будут только в Беларусбанке.— А какими суммами будут располагать те, кто пойдет на местные выборы?— Здесь речь не идет о возможности самофинансирования. Мы исходим из того, что желающие попасть в Советы базового уровня должны быть хорошо известны на своей территории. Да и баллотироваться там могут лишь те, кто проживает, работает в данном территориально-административном образовании. Для потенциального депутата сельсовета предусмотрена от государства одна базовая величина — 35 тысяч рублей. Но и эти средства зачастую никто не берет, потому что, предположим, те сто избирателей, от которых выдвигается депутат на селе, его и так прекрасно знают. — А на городском, районном, областном уровнях?— Там уже выделяется больше средств на изготовление печатной продукции, предоставляется возможность бесплатно выступить в СМИ. — Сколько же будут стоит выборы для государства? — Нами запрошена сумма около 19 миллиардов рублей на местные выборы (должны состояться весной будущего года) и около 37 миллиардов на выборы президента (начало 2011 года).— О наблюдателях. Им теперь предполагается дать тоже больше прав. Но почему бы не выработать формулировку, в которой четко было бы оговорено, что наблюдатель должен видеть, что проставлено в бюллетенях. Сейчас право решать, на каком он расстоянии должен быть, отдается председателю избирательной комиссии.— По этому пункту шли достаточно жаркие дискуссии. И я могу назвать противоположную точку зрения. Мне многие члены избиркомов говорят: а что нового предлагается по защите прав членов участковых комиссий? Некоторые даже категорично заявляют, что отдельные наблюдатели мешали работать. У каждого своя правда. Но нынешние поправки, я надеюсь, позволят сторонам выполнять свои миссии, быть самостоятельными, не создавать конфликтных ситуаций и не ущемлять ничьи права.— Однако не приведет ли нечеткость формулировки опять к обвинениям и упрекам?— Они всегда возникают. В любой стране. Практически везде, как только обнародуются итоги подсчета голосов (и в той же России, Украине), тут же проигравшие заявляют о фальсификациях и необходимости менять закон. То есть идеального закона нет. Он хорош или плох только в той степени, в какой он конкретными людьми применяется. Так давайте исходить из того, что нужно дисциплинировать участников избирательного процесса. И это главное.— И последний вопрос. Нас ждет большой сезон выборов. Он будет отличаться от того, что было раньше: речь о принципиальных отличиях. Повлияют ли перемены на избирательные кампании?— Мы делаем все для того, чтобы борьба на избирательном поле была острой. Мы снимаем барьеры на пути партий. Идите, покажите себя, проявите себя. Тем более что партиям уже не нужно будет наличие нижестоящих структур для участия в выборах как местного уровня, так и республиканского. До трети членов избирательных комиссий могут быть представители партий и общественных организаций. Многое сделано. Но смогут ли воспользоваться этим наши политические силы? Выборы зависят не столько от количественного состава претендентов, сколько от качественного. Важны персоналии. Мы упрощаем путь во власть для людей действительно достойных, интересных и желающих что-то сделать для общества. И именно от них будет зависеть судьба выборов. Я думаю, что они будут более интересными.
Каковы возможные перемены?
Об избирательных комиссиях
Не менее одной трети состава комиссии (окружной, территориальной, участковой, за исключением участковых комиссий, образуемых за пределами республики и в лечебных учреждениях) формируется из членов политических партий и других общественных объединений. В состав окружной, территориальной, участковой комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов. Установить, что председателем окружной, территориальной, участковой комиссии не может быть лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, а также близкие родственники кандидата.О порядке выдвижения
Разрешить политическим партиям выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов при отсутствии на территории соответственно избирательного округа, административно-территориальной единицы организационных структур партий. Исключить необходимость удостоверения в местном исполнительном и распорядительном органе подписи члена инициативной группы на подписном листе, содержащем подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Предусмотреть возможность внесения изменений в документы, представленные для регистрации инициативной группы, до рассмотрения вопроса о регистрации такой группы. При выдвижении кандидатов в Президенты Республики Беларусь в подписных листах должны быть подписи избирателей, проживающих на территории одного города, района, района в городе, а при проведении выборов депутатов — на территории избирательного округа. Исключить возможность отказа в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты в случаях представления претендентами не соответствующих действительности биографических данных и сведений о доходах и имуществе, если такое несоответствие носит несущественный характер.Об агитации
Предоставить кандидатам в депутаты право совместно изготавливать агитационные материалы. Предусмотреть уведомительный (вместо разрешительного) принцип проведения массовых мероприятий (пикеты, собрания, митинги) по предвыборной агитации, но лишь в местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами. Это право должно предоставляться только кандидатам и их доверенным лицам. Дать возможность гражданам использовать для предвыборной агитации помещения, которые в установленном порядке определены для этих целей. В настоящее время такое право предусмотрено только для кандидатов и их доверенных лиц. Разрешить образование индивидуальных избирательных фондов кандидатов в Президенты Республики Беларусь и в депутаты Палаты представителей.О подсчете голосов
Усовершенствовать процедуру организации голосования и подсчета голосов, предусмотрев оглашение результатов раздельного подсчета голосов и отражение в протоколе участковой комиссии количества избирателей, проголосовавших досрочно, по месту нахождения и в день выборов на участке для голосования. Предоставить кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты право присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов. Предусмотреть составление участковой комиссией протоколов о количестве проголосовавших по итогам каждого дня досрочного голосования.