За радостью далеко ходить не надо

Источник материала:  
18.11.2009 01:00 — Новости Общества

Работой Лиозненского райпо сельчане довольны

Как-то по весне, будучи в командировке в Лиозненском районе, наблюдала живописную сцену. Машина местной потребкооперации доставила в деревню по заказу сельчан поросят.
-- Ах, какие пятачки! А хвостики крендельком! Ох, и хорошие поросята, видать, будут, --  приговаривали, перекладывая живность в мешки, хозяюшки.
   А сгрудившиеся вокруг автомагазина пенсионеры будто только и ждали такого неординарного товара: пошли рассуждать всяк на свой лад до чего нужное в хозяйстве приобретение и как здорово, что на базар за ним нынче ездить не надо --  подал заявку в сельсовет и жди доставки. В деревне без хавроньи в сарае и хозяин не хозяин, а какой сельский стол без шкварки?

-- Райпо наладило сезонную торговлю поросятами с помощью сельских Советов, собирающих заказы на доставку. К лету многие брались выращивать свиней: мы 300 штук продали. К Новому году, по морозцу, поди, начнут колоть кабанчиков, будут со свежениной, --  улыбается Татьяна Богданова, председатель правления Лиозненского райпо. -- Я считаю, сотрудничество с сельскими жителями должно быть обоюдовыгодным. Систематически проводя подворные обходы, изучаем возможности каждой семьи по продаже излишков сельхозпродукции. Наши заготовители,  скупая овощи, фрукты, картофель, ягоды,  скот, в свою очередь, интересуются, в каких продовольственных и промышленных товарах нуждаются люди. Доставляем любой заказ -- от стройматериалов и мебели до семян и тортов. Сейчас, например,  заведующие магазинами активно сотрудничают с сельхозорганизациями, предприятиями и предпринимательскими структурами,  принимая от них заявки  на формирование новогодних подарков детворе и членам коллектива. Делаем скидки, подбираем ассортимент конфет по желанию заказчика. Не будет недостатка в канун праздника ни в кондитерских изделиях, ни в  шампанском.  Гарантируем богатый выбор елочных украшений и карнавальных костюмов для ребятишек. И вот еще на чем ставим акцент в последний месяц осени --  на обеспечение населения теплой одеждой и обувью. Зима не за горами, и такой товар, пожалуй, самый ходовой.
Мы с Татьяной Александровной заглянули в районный универмаг, когда там подбирался ассортимент -- с упором на зимнюю одежду -- для выездной торговли.  Это довольно распространенный вид деятельности райпо. С начала года  проведено 280 выставок-продаж, почти 60 ярмарок, свыше 700 выездов торговых предприятий в агрогородки, крупные деревни, в том числе и соседней России, до которой  рукой подать -- меньше 30 километров. Буквально 20  ноября  собирается лиозненский автопоезд  в Москву. Там, между прочим, охотно берут не только белорусские мясные полуфабрикаты, колбасные изделия и цельномолочную продукцию, но и промтовары, особенно трикотаж и белье. Однако главной своей задачей  руководство районного потребительского общества считает удовлетворение потребностей  местного населения -- 18 с лишним тысяч  жителей Лиозненщины. Для них  проводятся акции-продажи со снижением торговой надбавки, продаются товары в кредит.
-- За 10 месяцев  в кредит продано товаров на 1 миллиард 713 миллионов рублей, практически на 900 миллионов больше, чем за  аналогичный период прошлого года. В конце каждого месяца  предоставляем кредит на льготных условиях --  беспроцентный и без уплаты первоначального взноса. За полгода человек полностью рассчитывается  за промышленное крупногабаритное изделие, пользуясь им в свое удовольствие все это время. Мы практикуем такую форму продажи давно, -- рассказывает Богданова. -- Даже дальше пошли. По инициативе Белкоопсоюза внесли  изменения в инструкцию  о продаже в кредит, что позволило  продавать таким способом населению и продукты питания с рассрочкой оплаты на месяц, под гарантию сельхозпредприятия. Вы видите, какое разнообразие зимней одежды, белья и обуви в универмаге.  Все это можно купить в любом сельском магазине, в том числе и с рассрочкой платежа.
Пожилая женщина у бельевой секции подбирала теплое белье. Продавец охотно выкладывала товар: все, что пожелаете,  найдем.
-- Вот и хорошо, будут нам со стариком обновки. Молодежь, может, такое и не носит --  не модно, а нам очень даже кстати, --  признается покупательница. --  Вот еще душегреечки возьму. И зять, и невестка, хоть и городские, за милую душу наденут. Зимой в них уютно.  
Добрую половину пенсии собралась оставить в магазине сельчанка. Тем временем в обувном отделе ее сверстница из райцентра придирчиво выбирала зимние сапожки: и чтоб мягкие были, и чтоб теплые, а главное, по карману  --  как говорится, дешево и сердито. Продавец не меньше полдюжины пар предложила, пока наконец нашлась нужная. Валенки сельские жители предпочитают  заказывать у частников -- домашней работы, а по нынешним слякотным зимам считают надежнее утепленные сапоги.
В детском отделе у «вертушек» с зимними куртками суетились двое мужчин.
-- Кажется,  что надо! --  воскликнул тот, что помоложе. -- Жена в роддоме лежит (сын у нас родился), приходится и для новорожденного кое-что закупать, и старшему ребенку самостоятельно выбирать одежки, --  будто оправдывался он перед девушками из торгового зала.
-- Ничего-ничего, заглядывайте почаще. Пусть  семья на здоровье растет! --  с улыбкой  желали ему в ответ девчата.
А я подумала: через несколько лет приведет этот заботливый папа семейство в новое кафе «Семейное», что открылось в этом году на центральной площади в Лиозно. Может, полакомиться, а может, отпраздновать день рождения кого-то из детишек.  Приятно, когда за радостью далеко ходить не надо. Кафе это сразу полюбилось молодым семьям: любой праздник можно провести оригинально, с приглашением массовиков-затейников, с заказом разнообразных блюд для юных гостей -- и родителям не хлопотно, и  детворе в удовольствие. Вечерами в кафе засиживается молодежь, в будние дни забегают перекусить работники учреждений --  здесь комфортно. Даже не верится, что когда-то здесь стоял, как бельмо на глазу, пивной бар. Открыв  кафе «Семейное»,  райпо убило сразу двух зайцев:  ликвидировало злачное место и решило  проблему семейного отдыха в горпоселке.
Небольшой кафетерий открылся недавно и в деревне Пушки, тоже мгновенно завоевавший популярность у населения. Реконструкция магазинов в агрогородах позволяет выделять площади под кафетерии, оборудовать залы  для торговли по принципу самообслуживания. Огромное внимание уделяется кулинарным отделам и магазинам, где,  в первую очередь, реализуются полуфабрикаты собственного приготовления общепита. Все это, безусловно, требует дополнительных затрат.  На реконструкцию предприятий торговли и общепита,  приобретение  современного оборудования и дополнительных автомобилей за 9 месяцев текущего года израсходовано 525 миллионов рублей инвестиций (для маленького дотационного аграрного района это большие деньги). Вот бы еще найти инвестора для капремонта и переоборудования хлебозавода!  Лиозненский хлеб вкусный, за ним и российские соседи охотно приезжают, но вот условия труда на предприятии оставляют желать лучшего. Поднатужившись, райпо  собрало сумму на замену окон и ремонт кровли, однако это капля в море крайне необходимых ремонтных работ. Не все покупатели главного товара для каждой семьи знают об этой проблеме, да оно и не нужно. Решать ее необходимо, видимо, облпотребсоюзу  и власти. А районное потребительское общество свою функцию выполняет, сполна обеспечивая население всеми необходимыми для жизни товарами. Многие из них поставщики доставляют непосредственно в магазины, минуя распределительные склады: и потребителю хорошо получать все свежее из первых рук, и райпо не накладно, ведь сокращаются транспортные расходы. По большому счету, упор делается на  улучшение обслуживания населения -- даже в самых отдаленных деревнях.  
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН».
НА СНИМКАХ: Татьяна БОГДАНОВА новым кафе довольна; кафе «Семейное» полюбилось горожанам; Анна ЗУЕВА порадует сластен; лиозненские продавцы подберут обновки всей семье.
Фото автора. 

←На принципах равноправия и взаимной выгоды

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика