За радостью далеко ходить не надо
Работой Лиозненского райпо сельчане довольны
Как-то по весне, будучи в командировке в Лиозненском районе, наблюдала живописную сцену. Машина местной потребкооперации доставила в деревню по заказу сельчан поросят.
-- Ах, какие пятачки! А хвостики крендельком! Ох, и хорошие поросята, видать, будут, -- приговаривали, перекладывая живность в мешки, хозяюшки.
А сгрудившиеся вокруг автомагазина пенсионеры будто только и ждали такого неординарного товара: пошли рассуждать всяк на свой лад до чего нужное в хозяйстве приобретение и как здорово, что на базар за ним нынче ездить не надо -- подал заявку в сельсовет и жди доставки. В деревне без хавроньи в сарае и хозяин не хозяин, а какой сельский стол без шкварки?
-- Райпо наладило сезонную торговлю поросятами с помощью сельских Советов, собирающих заказы на доставку. К лету многие брались выращивать свиней: мы 300 штук продали. К Новому году, по морозцу, поди, начнут колоть кабанчиков, будут со свежениной, -- улыбается Татьяна Богданова, председатель правления Лиозненского райпо. -- Я считаю, сотрудничество с сельскими жителями должно быть обоюдовыгодным. Систематически проводя подворные обходы, изучаем возможности каждой семьи по продаже излишков сельхозпродукции. Наши заготовители, скупая овощи, фрукты, картофель, ягоды, скот, в свою очередь, интересуются, в каких продовольственных и промышленных товарах нуждаются люди. Доставляем любой заказ -- от стройматериалов и мебели до семян и тортов. Сейчас, например, заведующие магазинами активно сотрудничают с сельхозорганизациями, предприятиями и предпринимательскими структурами, принимая от них заявки на формирование новогодних подарков детворе и членам коллектива. Делаем скидки, подбираем ассортимент конфет по желанию заказчика. Не будет недостатка в канун праздника ни в кондитерских изделиях, ни в шампанском. Гарантируем богатый выбор елочных украшений и карнавальных костюмов для ребятишек. И вот еще на чем ставим акцент в последний месяц осени -- на обеспечение населения теплой одеждой и обувью. Зима не за горами, и такой товар, пожалуй, самый ходовой.
Мы с Татьяной Александровной заглянули в районный универмаг, когда там подбирался ассортимент -- с упором на зимнюю одежду -- для выездной торговли. Это довольно распространенный вид деятельности райпо. С начала года проведено 280 выставок-продаж, почти 60 ярмарок, свыше 700 выездов торговых предприятий в агрогородки, крупные деревни, в том числе и соседней России, до которой рукой подать -- меньше 30 километров. Буквально 20 ноября собирается лиозненский автопоезд в Москву. Там, между прочим, охотно берут не только белорусские мясные полуфабрикаты, колбасные изделия и цельномолочную продукцию, но и промтовары, особенно трикотаж и белье. Однако главной своей задачей руководство районного потребительского общества считает удовлетворение потребностей местного населения -- 18 с лишним тысяч жителей Лиозненщины. Для них проводятся акции-продажи со снижением торговой надбавки, продаются товары в кредит.
-- За 10 месяцев в кредит продано товаров на 1 миллиард 713 миллионов рублей, практически на 900 миллионов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В конце каждого месяца предоставляем кредит на льготных условиях -- беспроцентный и без уплаты первоначального взноса. За полгода человек полностью рассчитывается за промышленное крупногабаритное изделие, пользуясь им в свое удовольствие все это время. Мы практикуем такую форму продажи давно, -- рассказывает Богданова. -- Даже дальше пошли. По инициативе Белкоопсоюза внесли изменения в инструкцию о продаже в кредит, что позволило продавать таким способом населению и продукты питания с рассрочкой оплаты на месяц, под гарантию сельхозпредприятия. Вы видите, какое разнообразие зимней одежды, белья и обуви в универмаге. Все это можно купить в любом сельском магазине, в том числе и с рассрочкой платежа.
Пожилая женщина у бельевой секции подбирала теплое белье. Продавец охотно выкладывала товар: все, что пожелаете, найдем.
-- Вот и хорошо, будут нам со стариком обновки. Молодежь, может, такое и не носит -- не модно, а нам очень даже кстати, -- признается покупательница. -- Вот еще душегреечки возьму. И зять, и невестка, хоть и городские, за милую душу наденут. Зимой в них уютно.
Добрую половину пенсии собралась оставить в магазине сельчанка. Тем временем в обувном отделе ее сверстница из райцентра придирчиво выбирала зимние сапожки: и чтоб мягкие были, и чтоб теплые, а главное, по карману -- как говорится, дешево и сердито. Продавец не меньше полдюжины пар предложила, пока наконец нашлась нужная. Валенки сельские жители предпочитают заказывать у частников -- домашней работы, а по нынешним слякотным зимам считают надежнее утепленные сапоги.
В детском отделе у «вертушек» с зимними куртками суетились двое мужчин.
-- Кажется, что надо! -- воскликнул тот, что помоложе. -- Жена в роддоме лежит (сын у нас родился), приходится и для новорожденного кое-что закупать, и старшему ребенку самостоятельно выбирать одежки, -- будто оправдывался он перед девушками из торгового зала.
-- Ничего-ничего, заглядывайте почаще. Пусть семья на здоровье растет! -- с улыбкой желали ему в ответ девчата.
А я подумала: через несколько лет приведет этот заботливый папа семейство в новое кафе «Семейное», что открылось в этом году на центральной площади в Лиозно. Может, полакомиться, а может, отпраздновать день рождения кого-то из детишек. Приятно, когда за радостью далеко ходить не надо. Кафе это сразу полюбилось молодым семьям: любой праздник можно провести оригинально, с приглашением массовиков-затейников, с заказом разнообразных блюд для юных гостей -- и родителям не хлопотно, и детворе в удовольствие. Вечерами в кафе засиживается молодежь, в будние дни забегают перекусить работники учреждений -- здесь комфортно. Даже не верится, что когда-то здесь стоял, как бельмо на глазу, пивной бар. Открыв кафе «Семейное», райпо убило сразу двух зайцев: ликвидировало злачное место и решило проблему семейного отдыха в горпоселке.
Небольшой кафетерий открылся недавно и в деревне Пушки, тоже мгновенно завоевавший популярность у населения. Реконструкция магазинов в агрогородах позволяет выделять площади под кафетерии, оборудовать залы для торговли по принципу самообслуживания. Огромное внимание уделяется кулинарным отделам и магазинам, где, в первую очередь, реализуются полуфабрикаты собственного приготовления общепита. Все это, безусловно, требует дополнительных затрат. На реконструкцию предприятий торговли и общепита, приобретение современного оборудования и дополнительных автомобилей за 9 месяцев текущего года израсходовано 525 миллионов рублей инвестиций (для маленького дотационного аграрного района это большие деньги). Вот бы еще найти инвестора для капремонта и переоборудования хлебозавода! Лиозненский хлеб вкусный, за ним и российские соседи охотно приезжают, но вот условия труда на предприятии оставляют желать лучшего. Поднатужившись, райпо собрало сумму на замену окон и ремонт кровли, однако это капля в море крайне необходимых ремонтных работ. Не все покупатели главного товара для каждой семьи знают об этой проблеме, да оно и не нужно. Решать ее необходимо, видимо, облпотребсоюзу и власти. А районное потребительское общество свою функцию выполняет, сполна обеспечивая население всеми необходимыми для жизни товарами. Многие из них поставщики доставляют непосредственно в магазины, минуя распределительные склады: и потребителю хорошо получать все свежее из первых рук, и райпо не накладно, ведь сокращаются транспортные расходы. По большому счету, упор делается на улучшение обслуживания населения -- даже в самых отдаленных деревнях.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН».
НА СНИМКАХ: Татьяна БОГДАНОВА новым кафе довольна; кафе «Семейное» полюбилось горожанам; Анна ЗУЕВА порадует сластен; лиозненские продавцы подберут обновки всей семье.
Фото автора.