Благо твори!

Источник материала:  

Благо твори!

О рождественском волонтерском движении

Благо твори!Не за горами рождественские и новогодние праздники: время не только дружеских и семейных застолий, корпоративных вечеринок, веселых елочных представлений, но и традиционный период всевозможных благотворительных акций. Интернет–форумы клубов по интересам, общественных организаций, неформальных объединений уже пестрят призывами: «Подарим праздник детям!», «Участвуй в рождественской акции помощи интернатам!», «Собирайте игрушки для детдомов!» Уже начинается сбор денег, разрабатываются волонтерские маршруты, составляются списки подарков сиротам, инвалидам, одиноким старикам... Казалось бы, радоваться благим инициативам, присоединяться к гуманным порывам! Однако один из авторов «Спор–площадки» отнюдь не спешит «записываться в благотворители»: усматривает в частных акциях помощи сиротам и неимущим изрядную порцию кампанейщины и даже... лицемерия. Рискует, конечно, выглядеть при этом черствым циником, но упрямо стоит на своем: «одноразовая» доброта по праздничному поводу — лишь способ потешить самолюбие, малоэффективный метод, не решающий острых проблем брошенных детей, стариков, инвалидов. Что же ответит критику рождественского волонтерского движения его оппонент, не понаслышке знающий, как организуются благотворительные рейды в глубинку? А какова ваша позиция, уважаемые читатели? Ждем откликов на редакционном сайте и в письмах.


Против


Добро не может быть дежурным


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, не доверяющий «одноразовым» волонтерам:


— Уже через пару–тройку недель, Роман, на нас обрушится вполне, казалось бы, позитивная лавина предрождественских вестей о многочисленных благотворительных акциях. В детдома, интернаты, приюты, больницы двинется общественная «армия спасения» — с деньгами, подарками, концертами. Ребятишек–сирот, забытых собственными детьми стариков, инвалидов искупают в теплом море всеобщего внимания, обласкают, одарят, а потом... Потом опять наступят будни и многие нынешние энтузиасты благотворительного движения как минимум на год, до следующего Рождества, забудут дорогу в «богоугодные заведения». В нашей стране хорошо налажена система госпомощи так называемым незащищенным слоям населения. Помогают медикаментами, теплой одеждой, игрушками, книгами, компьютерами и благотворительные организации, и бизнесмены, и звезды спорта, эстрады. А вот лица тех, кто приезжает к ним в гости только в декабре — январе, те же детишки из интернатов, думаю, к следующему Рождеству прочно позабудут. Потому что большинство приезжих энергичных горожан (не хочу обидеть огулом всех волонтеров) начинают «играть» в филантропов лишь по сигналу. Чаще всего, так уж исторически сложилось, сигналу рождественско–новогоднему. Помнишь, Роман, ты сам мне рассказывал, как во время посещения дома–интерната одного из близких к Минску райцентров один малыш прижался к парню из любительского автоклуба: «Ты мой папа!» «Папа» как любой нормальный человек прослезился, но навестил ли он «сына» после этого хотя бы еще разок? Сильно сомневаюсь. Ведь рождественские энтузиасты чаще всего лишь играют в добрых и внимательных, сами устраивая для себя любимых этакую рождественскую сказку: собрались веселой компанией, попели деткам из провинции песенки, угостили тортиками и конфетами, надарили игрушек, выложили затем в своих блогах и на форумах фото– и видеоотчеты, похвалили друг друга — и, собственно, все... А для малышей — социальных сирот — такие гости как надежда, свет в окошке. И — большое разочарование.


Вообще, Роман, мне спонтанная щедрость участников частных благотворительных акций напоминает... приветливость веселого гуляки, который, напиваясь, становится вычурно вежливым, а в трезвом виде забывает даже здороваться с соседями. В будни мы равнодушно проходим мимо просящего подаяния калеки, ограждаем своих чад от «детдомовских хулиганов», игнорируем просьбы о помощи больным детям. Не до того, самим нужно как–то сводить концы с концами? Зато когда нам хорошо, празднично, на домашнем столе ждет рождественская индейка, вдруг вспоминаем о ближнем, о гуманности, сопереживании. Но потом–то наступает постпраздничное похмелье, и вот уже нас (исчерпавших годовой лимит доброты?) крайне трудно сподвигнуть на милосердие. На днях, кстати, у одного минского газетного киоска некрасивая сценка произошла... У молодой мамы не хватило 400 рублей, чтобы купить дочушке обычный воздушный шарик, — не рассчитала содержимое кошелька, с кем не бывает. Малышка расплакалась... Однако ни у одного из стоящих в очереди за прессой и ширпотребом, вероятно, даже мысли не возникло хотя бы скинуться по 100 рублей (а выложить сразу 400, наверное, было бы сродни аттракциону невиданной щедрости). Вероятно, не было сигнала «быть добрыми», в самом деле не Рождество еще, не наступило время презентов и пожертвований...


Что ж, похоже, таков наш менталитет. Большинству взрослых и здоровых людей не очень трудно перед Новым годом выехать в близкий к столице городок и наведаться в гости к провинциальным сиротам. Но вот, подобно немецким бюргерам или ирландским фермерам, стать полноправными и активными участниками волонтерских движений у нас желают единицы. К тому же и отношение к волонтерам, мягко говоря, неоднозначное: как к «чудикам», «бездельникам», а то и «попрошайкам», даже «сектантам». Может, потому что действуют такие «странные» энтузиасты не по чьей–то указке, не из–за модных поветрий и желаний самоутвердиться в роли больших гуманистов, а по велению души? Не по праздникам сеют доброту, а каждый день, без выходных?


На днях в одном из интернет–сообществ, в котором общаюсь на досуге с собратьями по хобби, тоже бросили клич: «Подарим праздник детям!» В едином порыве на призыв к участию в благом деле откликнулись и офисные работники, и уличные хулиганы, и интеллигенты, и школьники, и коммерсанты. Что ж, скорее всего, примкну к акции и я. Но, честно сдав «пожертвование», крепко задумаюсь: не лицемерю ли? Не отделываюсь ли обычной «подачкой»? Не стану ли этаким одноразовым добрячком, участником дежурного мероприятия, мало что решающего в судьбе осиротевших малышей? Надеюсь, эти вопросы будут себе задавать в ближайшие дни многие, а тема благотворительности впредь станет появляться в СМИ не только на фоне портретов всемогущего Деда Мороза.


За


Милосердие — не повод для шоу


Роман РУДЬ, живущий не только для себя:


— Я тебя уверяю, Андрей: детям неизвестно слово «кампанейщина». Не знают они, и что такое «лицемерие». Даже о какой–то там «благотворительности» не подозревают... То есть им, в детдомах и приютах, абсолютно все равно, подарены игрушки и конфеты к Рождеству, Дню танкиста или началу посевной. Им важны цвет воздушного шарика и вкус печенья, а все словесные баталии взрослых вокруг частных инициатив — до лампочки. Это наши игры. Весьма сомнительные, между прочим. Потому что подвергать сомнению искренность дарителей, решивших хотя бы под Новый год оторвать от себя часть достатка и отдать ее чужим детям, — безнравственно, на мой взгляд.


Но дело даже не в этом. Твой посыл или, как говорят в интернете, «наброс» о том, будто тяга к благотворительности просыпается в людях всего лишь раз в году, вдрызг разбивается, как гнилой помидор, о твердь фактов.


— Около восьми раз в году приезжают к нам ребята из минского объединения автолюбителей «Мицубиши–клуб», — рассказывает Вацлав Макаревич, заведующий отделением социального приюта Дзержинского социально–педагогического центра. — Никакой кампанейщины в их деятельности нет, есть постоянное бескорыстное сотрудничество. За несколько лет они превратились в настоящих друзей нашего приюта, и я вам скажу: если бы не помощь этих «частных инициаторов», социальный приют, находясь только на бюджетном финансировании, выглядел бы весьма бедно.


Вацлав Александрович особо подчеркнул, что безвестные минские парни и девушки не пытаются придать своей помощи характер зрелищного мероприятия, не привлекают к своим визитам прессу и не делают дорогих, но бесполезных подарков.


— Тетрадки, крем для обуви, зубная паста, — загибает пальцы Макаревич. — Они привозят то, в чем мы на самом деле больше всего нуждаемся. Взять, например, шариковый бассейн, который я долго не мог достать. Или одежду для детей, уже отсортированную по размерам. Или оргтехнику, подаренную членом этого клуба Игорем Драгуном, — уже три года исправно работает ксерокс, который мы вряд ли смогли бы купить на свои деньги.


Понимаешь, Андрей, люди, у которых по–настоящему имеется внутренняя потребность помогать ближним, не делают из этого шоу. Патетика и пафос — удел рекламщиков, желающих лишний раз пропиарить свои предприятия. Им все равно, из чего устроить шумиху. Громкий скандал, грязные сплетни или вот рождественская помощь детям — все сгодится, лишь бы заголовок был покрупнее да восклицательных знаков побольше... Одно дело, если ты, как и я, возмущен поведением этих кликуш. Но совсем другое — когда ты яростно чешешь под одну гребенку и бесстыдных пиар–менеджеров, и скромных друзей детдомов, не кричащих о своей благотворительности на каждом углу.


Ты говоришь, что у частных меценатов лишь одно желание — покрасоваться в лучах своего бессребренического гуманизма. Мол, выкладывают фоторепортажи о визитах в детские дома и восторгаются друг другом. На это тебе отвечу не я, а Ольга Кабешева, координатор социальных программ того же «Мицубиши–клуба»:


— У нас множество людей оказывают помощь анонимно. Привозят сладости, игрушки или детскую одежду и особо подчеркивают, что не хотят оглашения своих фамилий. Что движет этими людьми? Некоторые говорят, что им не по себе, когда на свете есть дети, не знающие вкуса конфет. Другие обходятся без громких слов, просто сообщают, что их ребенок вырос, а его вполне добротные вещи и игрушки выбрасывать жалко. Меня приятно удивил тот факт, что звонки от таких дарителей поступают десятки раз в месяц... Просто, по–деловому, без подчеркивания своей особой благотворительной миссии, звонят и спрашивают: «Куда привезти багажник мягких игрушек?»


Скажу честно, Андрей: теперь ты у меня под подозрением. Я подозреваю, что ты ни разу не ездил в детдом, не общался с его маленькими постояльцами. Ведь обычно именно те граждане, которые не могут выкроить времени или денег на свою личную благотворительность, придумывают массу нелицеприятных объяснений для чужих гуманных поступков. Твердят про «кампанейщину» и «лицемерие» специально для того, чтобы собственная совесть не заедала.


Хотя, допускаю, что ты не из этих. Возможно, ты тот, кто желает тратить свои душевные силы и материальные возможности лишь на себя. Сейчас вошел в моду этот эгоистический принцип, который подается под соусом якобы «западного» индивидуализма. Дескать, если бы каждый жил только для себя, тогда бы здоровым и обеспеченным было все общество.


Большая ошибка. Если все последуют этому правилу, то нынешняя коллективная благотворительность постепенно забудется. Вместо нее вернемся к весьма специфическому милосердию дохристианских времен. Тогда самой распространенной формой помощи ближнему был... обычай добить раненого, чтобы не мучился.


Ты этого хочешь?

←Врачи просят родственников больных самим покупать «Тамифлю»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика