Минус на плюс. Нынешняя слякоть в выходные, по прогнозам синоптиков, может превратиться на дорогах в гололедицу
Зима вновь сделает попытку прийти и остаться. К чему нужно готовиться?
Неожиданная ноябрьская оттепель, кажется, просто выбила белорусов из колеи. Еще неделю назад мы были готовы в срочном порядке «переобувать» свои машины в зимнюю резину и запасаться страховками от традиционных зимних напастей вроде ушибов и переломов, но снова отложили подготовку к морозам на потом. А зря. Вся нынешняя осенняя сырость под ногами грозит в одночасье превратиться в хоть и кратковременный (на следующей неделе нас снова может ожидать оттепель), но очень небезопасный каток. «НГ» выяснила, как не стать жертвой первых заморозков и оледенения на дорогах.
Авто не переобули?
5 ноября белый “Фольксваген Пассат”, не справившись с управлением на скользкой от выпавшего мокрого снега трассе в Мостовском районе, выехал на полосу встречного движения и столкнулся по иронии судьбы с точно таким же белым “Пассатом”. Два человека погибли, пять отделались травмами. Оба автомобиля были на летней резине.— Это стало первой ласточкой, после которой пошел вал дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами, — говорит старший инспектор УГАИ МВД Станислав Соловей. — За один прошлый четверг погибло 6 человек, а за выходные — 20. Основная причина — летняя резина.Похожая ситуация повторяется ежегодно. В прошлом году в тот день, когда выпал первый снег, в Беларуси в ДТП погибло 11 человек. Зима водителей всегда застает врасплох. Поэтому ГАИ традиционно рекомендует водителям заранее “переобуть” свой автомобиль в зимнюю резину. Заметим, что именно рекомендует, а не обязывает. Это право выбора владельца авто и “обязаловку” никто пока вводить не собирается. Кстати, в ГАИ подчеркивают, что отсутствие зимней резины не является и отягчающим обстоятельством в случае ДТП, как думают многие автовладельцы. Однако этот факт будет максимально учитываться при рассмотрении обстоятельств дела.
Меняем стиль поведения
В то же время специалисты обращают внимание, что переоценивать значение зимних колес тоже нельзя. Но перед холодами автовладельцу следует также проверить подвеску, заменить жидкость в бачке стеклоомывателя на “незамерзайку” и отрегулировать фары. Они должны быть настроены так, чтобы правая обочина была больше захвачена сектором освещения — в этом случае водитель сможет заблаговременно увидеть пешехода. Кроме того, недопустимо ездить на автомобиле с запотевшими стеклами. Это одна из причин заторов и ДТП на дорогах. Но самое важное в преддверии холодов, считают в ГАИ, перестроиться на зимнюю манеру вождения.— Необходимо поменять психологию с лета на зиму, — советует начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД Анатолий Сушко. — В холодное время мы становимся неповоротливыми: теплая одежда сковывает движения за рулем, поэтому водителю требуется больше времени и пространства. Нужно раньше выходить из дому и не торопиться на дороге.Кстати, эта рекомендация касается не только водителей, но и пешеходов, ведь последним на зимних дорогах достается не меньше. Если автомобилистам гаишники рекомендуют взять за главное правило снижать скорость движения на 10 км в час, то пешеходам — увеличивать внимание и, не стесняясь, обозначать себя фликерами.
Не забываем о подстраховке
Все перечисленные специалистами рекомендации носят скорее технический характер. Однако от последствий зимних неприятностей они не всегда уберегут. Именно поэтому во многих странах популярной составляющей подготовки к неблагоприятной поре года становится страхование. Европейцы, например, страхуют все: машины от заносов и столкновений, себя от падения во время гололеда и даже своих домашних питомцев от возможного переохлаждения. Однако в нашей стране такая форма заботы о себе пока не получила распространения. Вот какими цифрами располагает Белорусская ассоциация страховщиков: на начало 2009 года от возможных несчастных случаев на дороге обезопасило себя чуть больше 1 процента белорусов, а свои машины — 99 процентов автовладельцев. Безусловно, сыграло роль обязательное автострахование. Но страховщиков больше удивляет именно скромная первая цифра.— Когда я была в Германии и узнала, что многие немецкие семьи имеют сразу несколько схожих страховых полисов, то поначалу удивилась зачем, — размышляет директор страховой компании “Стравита” Ольга Корота. — На что мне ответили — а как же иначе? Ведь с человеком может случиться что угодно, а у него есть семья, дети.
Бережем руки и ноги
Однако заинтересованность в денежной “самозащите” у наших граждан все же стала проявляться чаще. Об этом свидетельствует выраженная сезонность некоторых добровольных страховых услуг. — Четкая сезонность наблюдается в тех видах страхования, которые подразумевают увеличение определенных рисков, — попробовал оценить предзимнюю активность белорусов на рынке страховых услуг начальник отдела рекламы и маркетинга БелгосстрахаНиколай Дуброва. — Сейчас это страхование от несчастных случаев, страхование дач на зимний период. А вот сезонность заключения договоров добровольного страхования машин зависит скорее от автомобильного рынка, чем от поры года. Летом в движении участвует больше автомобилей — чаще происходят ДТП. Зимой автомобилей на дорогах меньше, но погодные условия хуже. А вот популярного во многих странах страхования отдельных частей тела (например, рук-ног от переломов на зиму) у нас пока нет. Причина в том, что отсутствует соответствующая статистика, объясняют в Белгосстрахе. Кроме того, на практике бывает очень сложно установить причинно-следственную связь между, например, гололедом и полученной травмой. В то же время многие наши компании стали практиковать договоры страхования детей, которые предусматривают выплату как раз при переломах, вывихах, ушибах и обморожениях. Так что варианты для желающих подстраховаться есть. Тем более что по данным НИИ травматологии, в стране каждый год на дорогах калечатся около 100 тысяч человек. Большинство — именно зимой. Первый снег “обошелся” без серьезных переломов и ушибов, но ведь зима еще только начинается...