КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ: РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ

Источник материала:  

Белорусские депутаты приняли в первом чтении проект Кодекса об образовании. Это первый в Беларуси свод законов об образовании, который вводит новую отрасль — образовательное право. Документ основательный, однако он нуждается в доработке. Его нужно дополнить статьями по приоритетным и перспективным направлениям системы образования. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович.

Ко второму чтению, которое состоится осенью 2010 года, в проекте должны найти отражение вопросы развития новых технологий в образовании, среди них — активное использование технологии открытого образования (дистанционного), совершенствование материальной базы учреждений образования, системное изменение содержания образования в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда.
В проекте кодекса обойдены стороной некоторые общие и частные проблемы, требующие разрешения. Среди общих — понижение социального статуса педагогических работников. Ведь уровень безработицы среди выпускников вузов очень высокий, причем при наличии вакансий по рабочим специальностям. Также есть неопределенность взаимоотношений с религиозными незарегистрированными организациями, уменьшается число обучающихся на белорусском языке, отсутствуют четко сформулированные требования к выпускникам учреждений образования. Кроме того, требуют более детальной проработки вопросы воспитательного процесса. В проекте это понятие рассматривается только по отношению к талантливым и одаренным детям, а также тем мальчикам и девочкам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. А о том, как осуществлять воспитательный процесс с обычными детьми или молодежью, упоминания нет.
Что касается ступеней образования, в частности, дошкольного, депутат высказал обеспокоенность сохранением здоровья детей, которое может пострадать от активного внедрения в занятия урочной системы. Также необходимо разобраться с отпусками и заработной платой воспитателей и других специалистов системы дошкольного образования.
На уровне завершения общего среднего образования нужно навести порядок с отбором будущих педагогов. По мнению Владимира Здановича, необходимо ввести для поступающих на педагогические специальности профессионально-психологическое собеседование или тестирование. В школу должен приходить не только профессионально подготовленный специалист, но и человек, готовый любить всех детей, уважать их мнение и терпеть все шалости. Понять мотивацию будущего педагога могли бы специалисты даже во время обычной беседы, а сейчас мы набираем учителей «вслепую».
Касаясь вопросов развития среднего звена, депутат отметил, что сохраняется неоднозначное отношение общества к отмене профильного обучения. Это серьезная проблема. Кроме того, до сих пор десятибалльная система отметок вызывает вопросы как у родителей, так и педагогов. «Думаю, что даже министр образования, который по специальности математик, не смог бы выставить четвертные отметки по физкультуре из-за сложнейшего алгоритма подсчета», — сказал парламентарий. — Эта система дала свой эффект — у нас практически исчезли неуспевающие. Но это из-за того, что 2 балла (по старой системе 0,5 единицы) стали считаться положительной отметкой. Существуют проблемы и с приемом детей в гимназии по протекции, с техническим обеспечением школ, учебным книгоизданием. В проекте об этом не упоминается, так же как и тема репетиторства, привлечение учителей и учеников к внешкольным обязанностям, «добровольно-принудительному» сбору средств на нужды школ.
Помимо этого, законодательно можно было бы закрепить изменение подхода к обучению языкам. К этому вопросу нужно подходить очень осторожно. Если вводить белорусский язык насильно, то это может вызвать отторжение, повлечь неприязнь. В обучении иностранным языкам нужно делать упор на разговорном уровне, дать возможность младшим классам интенсивно заниматься ими, потому что в детстве языки усваиваются быстрее.
На уровне профтехобразования и среднего специального образования основной проблемой является недостаток современного высокотехнологичного оборудования для качественной и практической подготовки рабочих кадров. По мнению депутата, необходимо сместить обучение из классов и аудиторий на производство: теория — в классах, а профессия — на производстве. А для этого учебные программы по профессиональному компоненту должны разрабатываться с участием базовых организаций.
Высшее образование в Беларуси стало практически массовым. Это и наша гордость, и вместе с тем серьезная проблема. Рост числа дипломированных специалистов сопровождается общим снижением уровня их подготовки. И это уже не секрет. Ранее вопрос качества образования не ставился вообще, так как в вузы поступали самые подготовленные выпускники школ, а сейчас — чуть ли не каждый желающий. В итоге по причине неуспеваемости из вузов ежегодно отчисляются около 16 тыс. молодых людей. Увеличение числа студентов в белорусских вузах значительно превышает рост штатного персонала, особенно преподавателей, которые имеют ученые звания профессоров и доцентов. Статистика показывает, что в начале 2000 года на одного преподавателя приходилось около 10 студентов, а сейчас — почти 20. Это говорит о повышении интенсивности преподавательского труда, ведет к ремесленничеству и снижает качество.
В проекте кодекса соотношение преподаватель—студент ограничивается цифрой 1 к 10. Но Владимир Зданович считает, что нужно законодательно ограничить и наполняемость групп до 20 человек, ввести жесткие нормативы приема на заочную и платную формы обучения. «Нам необходимо инвестировать не в количество, а в качество», — подчеркнул он. Недопустимо существование вузов, где 90% студентов обучаются заочно, а также учебных заведений, не имеющих пунктов питания и общежитий.
Не просматривается в проекте и решение проблемы экономической эффективности высшего образования, снижения темпов роста затрат на подготовку специалистов. До сих пор не внедрены отношения материальной ответственности вузов за качество предоставляемых образовательных услуг. А ведь введение таких норм могло бы повысить уровень учебно-воспитательной работы, ответственности студентов за получаемые ими навыки и знания.
Владимир Зданович также коснулся темы профессорско-преподавательских кадров. Если в 1995 году в белорусских вузах было 30% профессоров в возрасте старше 60 лет, то уже в 2008-м — около 80%. Количество защит диссертаций выпускниками аспирантур и соискателей в 2007 году было около 10%, сейчас — 4,5%. Схоластика и формализм в требованиях к претенденту на ученую степень, субъективизм в решении советов по защите, удлинение сроков обучения за счет магистратуры, обязанность возврата денежных средств в случае незащиты диссертаций и недостаточно высокий социальный статус — все это не привлекает молодых людей к занятиям наукой.
Что касается подготовки молодых управленцев, то в проекте кодекса вообще нет о них упоминания. А ведь кодекс, как основной свод законов целой отрасли, должен решать все эти проблемы.
После поступления кодекса для рассмотрения в Палату представителей депутаты разработали и предложили более 150 поправок. Все они, а также более 200 поправок, поступивших от других лиц и организаций, будут рассмотрены и обсуждены при дальнейшей разработке проекта. До рассмотрения документа в следующем году у разработчиков, основным из которых является Министерство образования, будет время, чтобы учесть все предложения. При этом Владимир Зданович убежден, что со вступлением в силу Кодекса об образовании Республики Беларусь вся система образования станет стабильнее


Юлия ВАНИНА, БЕЛТА
←Куда движется гражданское общество?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика