Таможенные грабли
Однако многие автомобилисты и потенциальные покупатели глубоко заблуждаются, что в этом случае повышение «растаможки» их не коснется.
Слухи по поводу повышения таможенных пошлин получают подтверждение. В интервью БЕЛТА главный белорусский таможенник А.Шпилевский заявил: «Единый таможенный тариф Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана касается только пошлин, взимаемых с юридических лиц. Порядок ввоза физическими лицами будет регулироваться другими документами». Многие автомобилисты поспешили вздохнуть с облегчением. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидным, что повышение таможенных пошлин для юридических лиц рикошетом отразится и на физических лицах.
В соответствии с действующим в Беларуси таможенным законодательством автомобиль подлежит таможенной очистке непосредственно при ввозе в таможенное пространство Беларуси. И если автомобиль в страну ввозит официальный дилер, то растаможка рассчитывается по тарифу для юридического лица вне зависимости от того, кто станет конечным покупателем: физическое лицо либо организация. И в этом кроется суть проблемы. Совершенно неважно, является ли покупатель физическим или юридическим лицом, – после 1 января все будут вынуждены приобретать автомобили, растаможенные дилерами по новым тарифам. Исключение составят лишь машины, ввозимые на территорию Беларуси непосредственно физлицами – конечными потребителями. Таким образом, с 1 января непрозрачному рынку бэушных автомобилей будет зажжен зеленый свет, а деятельность официальных дилеров окажется под вопросом.
Печально, но ситуация с растаможкой в Беларуси напоминает День сурка. Все это мы уже проходили – разные шкалы таможенных тарифов для физических и юридических лиц существовали вплоть до 2005 года. Тогда многие автодилеры вполне успешно использовали пробелы в таможенном законодательстве. Впрочем, сегодня операторы авторынка не любят распространяться об этом – виновные давно наказаны, штрафы уплачены… Указ №546 от 24 октября 2005 года, устранивший разницу между таможенными тарифами для юридических и физических лиц, поставил точку в этом вопросе. Фактически этот документ стал отправным пунктом для цивилизованного развития автомобильного рынка. Как результат, всего за четыре года рынок новых автомобилей вырос в 10 раз с 2,5 тыс. единиц до более чем 25 тысяч. Существенно выросла занятость в отрасли и поступления налогов в госбюджет.
Как показывают события ноября этого года, мы скоро наступим на хорошо знакомые грабли. С подписанием Таможенного союза автомобильный рынок Беларуси откатится в самое начало своего развития. И вряд ли кто-либо из операторов автомобильного рынка польстится на поставку нескольких автомобилей для физических лиц по серым схемам – уж слишком велик риск потерять весь бизнес. Вот и получается, что физические лица станут невольными заложниками повышения пошлин на автомобили для юридических лиц.
27 ноября в Минске состоится встреча президентов трех стран – участниц Таможенного союза. Ожидается, что именно тогда окончательно прояснится ситуация со ставками таможенных пошлин на автомобили. Тогда же будет понятно, прислушается ли таможенный комитет к предостережениям Белорусской автомобильной ассоциации.