Связующая нить. Модная льняная одежда может стать высокодоходным брендом Беларуси
У каждой страны есть своя визитка. Льняные скатерти и салфетки, а ещё добротное натуральное постельное бельё – классический сувенирный набор для иностранных гостей и своеобразная белорусская «фишка». О прелестях этой ткани писано-переписано, однако, чего греха таить, настоящим узнаваемым мировым брендом, несмотря на капиталовложения, лён пока так и не стал. Может, пора расширить ассортимент? Белорусская неделя моды, прошедшая в столице, доказала и наглядно показала: фэшн-индустрия в стране есть. И хотя пока у нас эта сфера бизнеса находится в начальной стадии, перспектив, планов, а главное, идей у кутюрье хоть отбавляй. Но что необходимо сделать для того, чтобы обласканные вниманием зрителей подиумные коллекции попали в магазин?
Час на сборы
Как обычно, в рамках Недели моды состоялся фестиваль “Лен-2010”. Одежда, представленная на нем, изготовлена исключительно из белорусского льноволокна, которое, как предвещают производители и дизайнеры, в скором времени станет самым узнаваемым брендом нашей страны за рубежом. Кстати, иностранных гостей на фестивале было много. Наше внимание привлекла элегантная дама с фотоаппаратом — на аккредитованного фотографа она походила слабо.— Покупаю. Для себя, не с целью продажи, — заявила она. — Я живу за границей, однако одеваться предпочитаю в Минске, ведь здесь работает мой любимый дизайнер Маша Ницевич. Даже на балах у меня спрашивают имя модельера. Я с гордостью называю, но беда в том, что там мало знают белорусских дизайнеров. Рекламы не хватает, пиара.Нашей собеседнице Янине Мельниковой нельзя отказать в доверии. На показы Белорусского центра моды она приезжает почти всегда. По словам Янины, несколько лет назад ей приглянулась коллекция из льна в бело-голубых тонах “Невеста яхтсмена” одного белорусского дизайнера. Модница захотела купить несколько вещей из подиумной линии, однако осталась без обновок. Коллекция в продажу, ни в узкую, ни в широкую, так и не поступила.— Льном можно создать себе репутацию! — восклицает Янина. — А то показ ради показа получается. Появилась ткань с эффектом жатости, она гладкая, не мнется. У городского жителя на сборы час — не будет же он пиджак 20 минут утюжить! Сейчас эта проблема решена. Вещи носибельные и служат очень долго.
Здесь и сейчас
Ведущий дизайнер Белорусского центра моды всем известная Эльвира Жвикова посвятила льну целую коллекцию “Terra Incognita”. Сочные цвета, смелые линии. Злые языки обвиняют лен в отсутствии аристократизма. Но, полюбовавшись на наряды, созданные Эльвирой, вам это и в голову не придет! Подиумная коллекция дизайнеров центра станет основой для разработки коммерческой линейки, т.е. того, что ляжет на прилавки бутиков и магазинов.— Мы даем возможность авторам прорекламировать себя, показать руководству предприятий, фирм свой творческий потенциал, а дальше — уже их дело, — говорит Эльвира.Специалисты, которые проводили круглые столы и читали лекции для белорусских модельеров в рамках прошедшей Недели моды, знают о трендах не понаслышке. В их маршрутах известные дома моды Дюссельдорфа, Милана и Парижа. Применима ли западная практика к нашим реалиям — покажет время.— Проблемы с оборудованием, конечно, есть. Ткани дорогие. Из белорусских мы используем только лен. С ним легко работать — признается Эльмира. — Лен — это фишка с хорошей перспективой. Но мода — не живопись. Нельзя спрятать коллекцию в ожидании, что ее оценят потомки. Надо продавать здесь и сейчас. Мы постепенно идем к этому, расширяем торговую сеть. Кто знает, может, скоро до Москвы доберемся. Механизм запущен. Хотя сначала тоже уши прижали: кризис! Но надо продолжать работать, иначе ничего путного не выйдет.
Коммерческий хит
Победительница в номинации “Коммерческий хит” Тамара Володько работает на Оршанском льнокомбинате уже более 20 лет. Ее изысканная коллекция не просто пришлась по душе зрителям и жюри — аудитория единогласно признала: это именно то, что надо продавать! Вместе с молодой художницей Еленой Журавлевой дизайнер предложила оригинальные вещи с эксклюзивными принтами. Все права принадлежат комбинату. На лейблах созданных ими вещей будет значиться: “Льняной стиль”. Парадоксально, но авторскую коллекцию хотят сделать безымянной, не учитывают, что вещи с именем дизайнера покупать намного приятнее! Впрочем, радует другое: на склад прелестные блузки и платьица никто не отправит. К весне решено выпустить ограниченную серию льняной одежды Тамары Володько. Купить ее можно будет в обычных государственных магазинах, таких как ЦУМ и ГУМ. Цена вопроса пока не определена, однако модельер уверяет, что наряды будут многим по карману.— Я не хочу уходить в бизнес. Я давно работаю на комбинате. Главное, чтобы руководство по достоинству оценило мой труд. Писать свое имя — для меня это не самоцель, — призналась Тамара.Кстати, шить наряды будут на других фабриках. Льнокомбинат занимается производством в первую очередь постельного и столового белья, в том числе элитного, так называемого класса люкс. Красители используют самые лучшие, только ведущих европейских марок. А вот о создании одежды здесь задумались совсем недавно. Модернизация завода в самом разгаре. Президентская программа по возрождению отрасли позволила комбинату закупить уникальные суперсовременные станки и машины. Впереди не менее грандиозные планы. Игра стоит свеч, говорят на предприятии. Белорусский лен, невзирая на своего главного конкурента — китайскую пряжу, пользуется популярностью в Европе и Америке, где, как известно, поклонников всего натурального и экологически чистого с каждым днем становится все больше. Теперь предстоит сократить путь от эксклюзивного показа до массового производства и вывести его на самый высокий уровень.