Бизнес-проект "Революция"

Источник материала:  
Бизнес-проект "Революция"Может быть, потому, что Беларусь сыграла исключительную роль в судьбе Российской империи.

На территории Беларуси произошли кровопролитные сражения Первой мировой войны, обескровившие русскую армию, ставшую легкой добычей большевистских агитаторов.

В Могилеве находилась ставка верховного главнокомандующего, возвращаясь из которой в Петербург, Николай II отрекся от престола. В Бресте был подписан позорный мир с немцами, благодаря которому большевики смогли удержаться у власти. В Вискулях в декабре 1991 года было оформлено их фактическое отлучение от власти.

Трудно переоценить услугу, которую оказал большевикам-ленинцам наш земляк, уроженец Березино Александр Парвус - "купец революции".

О  нем сложно было прочитать что-то внятное в советской прессе. У газеты "Правда" был изумительный тираж, намного превышающий 19.000.000 экземпляров - количество членов КПСС в ее лучшие годы.

А публицистику, политическую, историческую и философскую литературу цензура пропускала сквозь плотные идеологические фильтры, после которых высказанные в них идеи и мнения теряли и убедительность, и оригинальность.

Правда после "Правды".

Такому же цензурированию подвергались биографии политических и общественных деятелей, других исторических персонажей, которые оказывали влияние на реальный ход истории. В качестве примера можно назвать Троцкого, о котором было много написано в обязательных учебниках по истории партии, но только плохое. В конце концов имя этого выдающегося революционера и ленинского соратника стало нарицательным: иудушка Троцкий, многословишь, как Троцкий...

Взгляд на Троцкого не изменила ни хрущевская "оттепель", ни горбачевская перестройка. Она успела "реабилитировать" Бухарина, но слишком рано закончилась. А потом вопрос о реабилитации потерял свою актуальность. Оболваненная фальшивками агитпропа "самая читающая нация в мире" вдруг отложила в сторону "Правду", огляделась вокруг и пришла в ужас от откровенных нелепостей, но которые не скупились их вожди.

Вот Ленин пишет в статье "О значении золота теперь и после полной победы социализма", что "после" из этого металла будут делать общественные туалеты. Не в бреду ли пребывал кремлевский мечтатель?

Купить революцию.

Разумеется, если ограничиться цитатами, то можно самую умную книгу представить непроходимо глупой, а самого гениального автора - законченным идиотом. Вышеназванная статья Ленина написана в 1921 году, когда успехи социалистического строительства в стране привели к полному краху торговли, ввиду чего остановилось производство, а оголодавший народ вполне конкретно пообещал перевешать всех комиссаров с чекистами на фонарях.

В данной статье, как и в других, Ильич красиво многословит, но трезво оценивает реальную ситуацию. "С волками жить - по-волчьи выть", - остроумненько замечает он. Если большевистская Россия существует в капиталистическом окружении, а самих большевиков крохотной кучкой носит в море мелкобуржуазной стихии в собственной стране, то так и быть, следует разрешить и торговлю, и золото.

А раз есть деньги и торговля, то есть все. И это все продается и покупается. Включая власть.

Если нельзя сохранить ее штыками, то можно откупиться. А то, что при наличии денег власть можно купить, Ленин знал очень хорошо. Вернее, он не знал никакого иного способа совершить революцию.

Отступление о кепке.


Многие считают, что это не доказано. Такие революционно целесообразные большевички, указывающие, что суда над Лениным как немецким шпионом не было, и поэтому он не может быть обвинен в том, что получал деньги от немецкого генштаба для осуществления антигосударственной деятельности.

Речь не об этих деньгах и даже не о Ленине, которого на самом деле непонятно почему и зачем немцы транзитировали через свою территорию в запломбированном вагоне из Швейцарии в Швецию. Оттуда ему и другим товарищам не представляло труда добраться в Петроград через сочувствующую русским революционерам Финляндию.

Симпатии были взаимными - Ленин считал финнов культурной нацией, за которой в социализм потянутся и другие российские народы. Правда, немного позже он остроумно назвал финнов "свиноголовыми" (от Свинвухуда, как звали первого премьер-министра независимой Финляндии), поскольку они изгнали из страны и своих, и пришлых большевиков.

И ведь на самом деле от великого до смешного один шаг. Когда высадившиеся в порту революционеры вышли на стокгольмские улицы, они ничем не походили на тогдашних VIP-персон. Потрепанные пальтишки, перелицованные жилетки, штаны с бахромой. Глянул на это сборище молодой и энергичный Карл Радек и устыдился за вождя. Заставил того раскошелиться хотя бы на приличную кепку. Ленин был прижимист, когда речь шла о собственных деньгах.

А ведь многие до сих пор думают, что Ленин, во-первых, родился с кепкой в руках, что, во-вторых, кепка у него русская и пролетарская. Ничего подобного - в Стокгольме весной 1917 года этот головной убор был очень популярным среди молодых клерков и молодящихся отцов семейств.

Назначение личностей.


А большие деньги на революции пришли в Россию по другим каналам. Правда, что давали их "под Ленина", но произойди какая-нибудь заминка, ее вождем стал бы кто-нибудь другой.

Больше всего подходил Троцкий, но он не сидел на месте в предреволюционные годы, занимался журналистикой, активно участвовал в политических мероприятиях, сам организовывал разные сборища, за что европейские правительства его изгоняли, арестовывали. Вырвавшись из испанской тюрьмы, в январе прибыл в Нью-Йорк, тут же засобирался домой, но по дороге был похищен британской разведкой. Чтобы избавить Временное правительство от головной боли.

Но и без Троцкого правительство имело немного возможностей. В итоге оно же и обратилось (по требованию Петроградского совета) с нотой к британцам, которые отпустили Льва Давыдовича восвояси.

Матерый человечище из Березино.

О Троцком - по случаю. А главный интерес для нас представляет совершенно другая фигура, занимавшая особое место "в узком кругу русских революционеров". Это наш земляк, родившийся в 1867 году в Березино Минской губернии Александр Лазаревич Гельфанд, известный под псевдонимом Парвус, о котором можно с полным правом сказать: талантливый человек талантлив во всем.

Это относится и к нравственной стороне дела. Парвус неоднократно делал пакости, которые, в общем, сходили ему с рук.

Однажды от его проделок сильно пострадал Максим Горький. От издателя произведений Алексея Максимовича Парвус получил доверенность на сбор гонораров от постановки в театрах Германии пьесы "На дне". Гонорары он собрал и присвоил. Горький же планировал пополнить этими деньгами кассу германской социал-демократической партии. А денег было много - 130 тысяч марок. Над "расхитителем" устроили партийный суд, отстранили от редактирования партийной газеты, но деньги он не вернул. А вместо них прислал издателю письмо, в котором добродушно сообщил, что все эти деньги он потратил на путешествие с одной барышней по Италии.

Горький, вспоминая этот эпизод, отмечал: "Позднее я слышал, что Парвуса лишили каких-то партийных чинов, - говоря по совести, я предпочел бы, чтобы ему надрали уши. Еще позднее мне в Париже показали весьма красивую девицу или даму, сообщив, что это с ней путешествовал Парвус. "Дорогая моя, - подумалось мне, - дорогая".

Ничего не скажешь, матерый человечище. Но не Горькие делали революцию.

Почем отечество?

Как пишут биографы Парвуса, очень рано им заинтересовалась немецкая полиция. Ему пришлось буквально кочевать по немецким городам. В Мюнхене Парвус встречался с Лениным, который вместе с Крупской не раз бывал у него в гостях. Тогда же было отмечено отсутствие у него чувства родины, свойственного настоящему революционеру. Сам он признавался в письме к В. Либкнехту: "Я ищу государство, где человек может дешево получить отечество".

Именно Парвус увлек Троцкого теорией "перманентной революции", которая (раскритикованная впоследствии всеми) в своих истоках восходит к Марксу. Практические выводы: пролетариат не сможет построить социализм в отсталой России, а должен, опираясь на ее ресурсы, революционизировать Европу до самой мировой революции, лишь при условии совершения которой пролетариат сможет удержать власть в своих руках.

Эту точку зрения разделяли и Ленин, и Сталин, но их жизнь убедила, что строительство общественных сортиров из золота в мировом масштабе можно будет начать, только укрепив "социалистическое отечество до такой степени", чтобы никакой враг не смог оказать ему достойного сопротивления.

В этом суть ленинской "миролюбивой политики", которой СССР остался верен до гроба.

Немцы устроили Парвусу бойкот по поводу вольного обращения с деньгами Горького, а вот Ленин с соратниками их не поддержал. Чувствовал: где Парвус - там и деньги? Вполне может быть.

Парвус проигнорировал бойкот Люксембург и Либкнехта (что с них взять, за душой ни пфеннига!) и отправился покупать отечество на Балканы, где занялся продажей немецкого продовольствия и оружия в Турцию, стал в Константинополе консультантом правительства младотурок и приобрел большое состояние.

"Бабки" для большевиков.

В январе 1915 г. Парвус встретился в Константинополе с немецким послом и в разговоре с ним выдвинул идею раздувания революции в России. По просьбе посла в марте 1915 г. он направил немецкому правительству тщательно разработанный план организации революции в России, под который и стал получать крупное финансирование. Часть его присвоил, а часть использовал по назначению.

Известно, что по этим делам он встречался с Лениным, после чего Ленин переехал на новую квартиру в Берне и развернул издание газеты "Социал-демократ" и журнала "Коммунист".

Как уже отмечалось, Парвус принимал активное участие в переброске Ленина и других революционеров в Петроград, но когда он попытался встретиться в Стокгольме с Лениным, тот категорически отказался и даже демонстративно потребовал, чтобы это официально запротоколировали. При этом он целый день 13 апреля вел переговоры с Карлом Радеком, на которых, как полагают некоторые исследователи, и были обговорены условия финансирования большевиков.

Схема была следующая: немецкие товары легально и контрабандно переправлялись через Скандинавию в Россию, где его представитель Козловский и двоюродная сестра Ганецкого (личного представителя Ленина) Е. Суменсон продавали их, а деньги передавали большевикам и германским агентам в России.

Разошлись не по понятиям.

После Октябрьской революции Парвус ждал, что Ленин все-таки пригласит его руководить российскими финансами, но этого не произошло - официально он считался социал-предателем, сбежавшим в лагерь буржуазии.

Большевики особенно указывали на этот факт в качестве аргумента против обвинений их в германском финансировании. Троцкий в своих воспоминаниях писал: "После Октября Парвус сделал было попытку сблизиться с нами; он даже стал издавать для этой цели где-то в Скандинавии газетку на русском языке, кажется, под заглавием "Извне"... Помню, как весело мы смеялись по поводу неуклюжей попытки "бывшего" человека взять русскую революцию под свою высокую руку. "Надо поручить "Правде" его отхлестать..." - такими примерно словами откликнулся Ленин на парвусовскую попытку".

Парвус умер в декабре 1924 года. После его смерти не осталось никаких бумаг, исчезло все его состояние.

После того как Ленин стал всеми признаваемым вождем огромного, потенциально богатейшего государства мира, он наложил запрет на само упоминание имени Парвуса. В частности, в феврале 1922 года потребовал строго наказать работников РОСТА, разместивших в газетах телеграмму Парвуса: "По выяснении виновного, предлагаю заведующему этим отделом объявить строгий выговор, непосредственно виновного журналиста прогнать со службы, ибо только круглый дурак или белогвардеец мог превратить наши газеты в орудие рекламы для такого негодяя, как Парвус".

Так часто бывает, когда благородные цели достигаются нечистыми средствами, а в победители проходит партнер, не вложивший в дело ни копейки. Пардон, пфеннига!

Впрочем, о Парвусе написано много. О Ленине, кажется, уже невозможно написать больше. Сказать что-либо новое о первом трудно, о втором - невозможно. Но если повезет, как это случилось с австриячкой Элизабет Хереш, то можно. В боннском архиве она наткнулась на 20-страничную программу революции в России, автором которой является Парвус-Гельфанд. С немецкой стороны проект курировал не генштаб, как предполагалось раньше, а МИД Германии. Согласие на финансирование дал сам кайзер Вильгельм.

Первоначально заявленная стоимость проекта - 5 миллионов золотых марок, окончательная увеличилась до 100 миллионов, или 217 миллионов золотых рублей по курсу на то время (восьмая часть  золотого  запаса  России 1914 года, крупнейшего в мире), или более 5 миллиардов USD по нынешнему курсу.

Велика Россия, и деньги потребовались огромные.
←Диагноз "грипп" медики Минска ставят в среднем 5% заболевших

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика