Удар о пол

Источник материала:  

Удар о пол

Удар о полЖенщинам вход воспрещен!


Вот уже несколько месяцев, как моя подруга безуспешно ищет работу. Диплом престижного вуза, свободное владение двумя иностранными языками, общительность и целеустремленность — все при ней. Казалось бы, не девушка, а мечта работодателя. Но дальше собеседования дело не заходит. Да и на него приглашают редко. Решаю сама позвонить по нескольким объявлениям из ее списка, чтобы выяснить, в чем дело.


...В первой организации, нуждающейся в специалисте по маркетингу, перечисление «моих» заслуг слушают недолго.


— Это, конечно, очень здорово, — перебивает меня женский голос. — Только нам мужчина на эту должность нужен.


— Как же так? — спрашиваю. — Вы же в объявлении не указывали пол!


— Девушка, — голос становится раздраженным, — если бы все претенденты оказались женщинами, мы бы взяли одну из них. А так у нас сегодня двое мужчин собеседование проходят. И вообще, наш начальник предпочитает иметь дело с мужчинами, ясно?


— Ну а вы–то тогда как устраивались? — не унимаюсь я.


— А я жена! — веско заявляют мне на том конце провода. Частые гудки дают понять, что вопрос исчерпан.


...Представитель второй фирмы устраивает мне собеседование прямо по телефону. После того как сообщаю возраст (подруге 24 года), вопросы несколько меняются: «Замужем?», «Дети есть?», «Планируете?», «А как вообще к детям относитесь?» Понимая, к чему клонит мой собеседник, хаотично перебираю возможные ответы. Назваться ярой противницей семьи? «Случайно» упомянуть о том, что меня бросает в дрожь от плача младенца, а с детьми я контакта вообще не нахожу? В итоге говорю как есть:


— Детей люблю. Как же их можно не любить?


В ответ вздыхают:


— Вы, конечно, можете прийти поговорить с директором. Но шансов, что возьмут, немного. Взяли тут недавно одну, так она через год в декрет ушла. Вот и вы замуж выйдете и ребенка заведете. А работать кто будет?


В списке подруги еще пять объявлений. Ситуация повторяется раз за разом...


«Дайте нам парня–специалиста, и мы поставим его руководителем»


С такими словами обращаются в вузы многие государственные организации. В частности, ежегодно в Институт журналистики приходят запросы из редакций с просьбой направить к ним юношей для работы. При этом профессиональные навыки и личностные качества кандидата на престижную должность если и рассматриваются, то далеко не в первую очередь. Чем же мы, девушки, не устраиваем наших потенциальных работодателей? Поводов масса. Молодая незамужняя дама, вероятно, будет уделять много времени личной жизни, что может сказаться на качестве работы. Замужняя — захочет завести детей, а значит, в скором времени возьмет декретный отпуск. Молодая мама будет часто брать больничные по уходу за ребенком, откажется работать сверхурочно и ездить в командировки. Да и на работе будет думать лишь о том, как там ее чадо. А уж как нам перемывают косточки на мужских форумах в интернете! Оказывается, молодые сотрудницы «сплетничают за спиной у руководителя, плетут интриги», «психуют по любому поводу», «красятся в рабочее время», «плохо ладят между собой», «излишней сексуальностью провоцируют коллег». Список нареканий со стороны мужчин–работодателей бесконечен. Но чаще всего эти недовольства маскируют простой стереотип: «с мужчиной хлопот меньше — в декретный отпуск он точно не уйдет» (хотя по закону имеет право взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет). А значит, сэкономит нанимателю деньги и время на поиск и обучение нового специалиста. Да и текучка кадров уменьшится.


Согласно нашему законодательству мужчины и женщины имеют равные права на трудоустройство. Беременность или детородный возраст женщины не могут стать причиной отказа в получении работы. «Но кто же вам назовет истинную причину отказа? — удивляется моей наивности директор департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Анатолий Садовничий. — Скорее всего, наниматель окажется неудовлетворенным вашим опытом работы, владением языками или еще чем–нибудь».


Вот и получается: все понимаешь, а доказать не можешь. Доведенные до отчаяния безуспешными поисками работы молодые мамы пишут на форумах: «Это же дискриминация по половому признаку! Государство призывает улучшать демографическую ситуацию. Женщины рожают. Но мало того, что на них вся ответственность по уходу за детьми ложится, так еще и на работу не устроишься. Где справедливость?» Однако дальше форумов и «кухонных» разговоров дело почему–то не заходит. По словам Анатолия Садовничего, в департамент по этому вопросу не обращаются. То ли не верят в реальную возможность добиться правды, то ли сами не уверены в собственной правоте.


На собеседование — с диктофоном


Может ли женщина добиться справедливости? Об этом я решила узнать у юриста, доцента кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ Кирилла Томашевского.


— Если есть какие–то сомнения по поводу истинного мотива отказа, возьмите на собеседование диктофон, — советует Кирилл Леонидович. — Или подругу в качестве свидетеля разговора. Если общение будет происходить тет–а–тет, без фиксации сказанного в будущем будет сложно доказать, что причина отказа — дискриминация. Объявление в газете также может послужить доказательством. Если в нем указано, что требуется мужчина, это явный признак того, что отбор ведется по половому признаку. Если у вас есть необходимые доказательства, можно обратиться в суд с исковым заявлением о признании факта необоснованного отказа в приеме на работу и принуждении нанимателя к заключению трудового договора.


— И часто женщины выигрывают подобные судебные процессы?


— Это вообще редкая категория дел. Сложные случаи, которые сложно решаются в суде. Чаще всего истице не хватает доказательной базы. Ведь в 99 процентах случаев грамотный наниматель будет мотивировать отказ деловыми качествами: небольшой стаж работы, недостаточный уровень образования, незнание иностранных языков и т.д., что оспорить в суде практически невозможно. Но если доказательства есть, то обратиться в суд стоит.


— Вы как юрист видите какое–то решение этой проблемы?


— Мы имеем дело лишь с одним из проявлений гендерного неравенства. Стопроцентной защиты от него не существует. Я полагаю, что основной акцент должен быть сделан на разъяснительной работе государства, СМИ. Есть варианты законодательного улучшения ситуации: расширение доказательственной базы, стимулирование работодателей через систему налогообложения, дополнительные льготы. Чтобы неудобства, связанные с приемом на работу молодой женщины, как–то компенсировались нанимателю.


Как видно, попытаться найти выход из положения можно. К примеру, в Беларуси действует «Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008 — 2010 гг.». По словам заместителя начальника главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Татьяны Шеметовец, в том, что касается трудоустройства женщин, план предусматривает мониторинг положения женщин на рынке труда, создание условий по адаптации женщин, имевших перерывы в трудовой деятельности, проведение специализированных ярмарок вакансий, обучение женщин основам предпринимательской деятельности, проведение проверок соблюдения закона о труде, просвещение предпринимателей по вопросам гендерного равенства и многое другое. То есть идеи есть, разъяснительная работа ведется. И тем не менее.


Дискриминация была и есть


С одной стороны, многие европейские страны далеко продвинулись в деле обеспечения гендерного равенства. Например, Бюро трудовой статистики в Америке сообщает, что сейчас британки занимают практически 50 процентов рабочих мест. Самой цивилизованной в этом вопросе считается Швеция: здесь даже среди министров число мужчин и женщин примерно одинаковое. В затылок ей дышит Дания. Однако не все так просто. Согласно последним исследованиям Кембриджского университета, в странах с равными для обоих полов возможностями трудоустройства (Великобритания, Австрия, Чехия) заработная плата мужчин в среднем на 21,1 процента выше женской. То есть меняются лишь формы, а сама дискриминация остается.


С другой стороны, и у нас не все так однозначно. По мнению директора консалтинговой компании «Квадрат» Светланы Коростелевой, только в возрастном промежутке кандидатов от 20 до 30 лет работодатели все еще предпочитают женщинам мужчин:


— Их можно понять: молодые женщины уходят в декретные отпуска, а просидев дома несколько лет, теряют свою квалификацию. Но уже после рубежа в 30 лет шансы получить место сравниваются. Тут все зависит от уровня профессионализма и опыта работы. Жесткая конкуренция с мужским полом заставляет женщин постоянно работать над собой, совершенствовать полученные знания. И часто в этом соревновании более образованная и амбициозная женщина выигрывает.


И еще один очень важный нюанс: женщинам нужно лучше ориентироваться в собственных правах. Известно, что знание рождает уверенность. Ее–то и должен почувствовать работодатель, а не комплексы и сомнения. Хорошо бы, чтобы и мужчины–руководители задумались: да, за вас выходят замуж и рожают вам детей. И сидят с ними, когда они болеют, чтобы не отвлекать папу от дела. Но это не значит, что у молодой мамы больше нет никаких интересов и она не хочет состояться как специалист. Может, пора сломать эти глупые стереотипы и одновременно сделать шаг навстречу друг другу?


Полина БЫЛИНСКАЯ.

Фото: РЕЙТЕР

←Hawker упал из-за технической неисправности?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика