Пресс-секретарь Storm International: Мы встречали Марата Ромашкина в аэропорту
27.10.2009 16:39
—
Новости Общества
На следующее утро после трагического происшествия под Минском, унесшего жизни пятерых человек, среди которых оказался и директор авиакомпании "С-эйр" Марат Ромашкин, гостем Радио TUT.BY стал пресс-секретарь международного холдинга Storm International Лаврентий Губин. Напомним, в конце прошлой недели Storm International открыл в Минске VIP-казино "Шангри Ла". Кстати, минимальная сумма обмена денег на фишки в этом казино составляет 5 тысяч долларов. Естественно, первый вопрос был о крушении самолета 26 октября.
Все СМИ сообщают об авиакрушении, которое произошло под Минском. Пассажиры, погибшие в катастрофе, все-таки летели играть в "Шангри Ла"?
Цели прибытия в Минск этих пассажиров мне неизвестны. Бизнесмен Марат Ромашкин был директором авиакомпании и летел на собственном самолете. Он, действительно, являлся гостем наших заведений в Москве и, зная, что у нас здесь есть бизнес, попросил организовать ему встречу и гостиницу. Не секрет, что в Минске не так просто заселиться в хороший отель.
Мы его встречали в аэропорту, и для нас произошедшее событие, конечно, ужасно, независимо от того, с какими целями этот человек сюда летел. От лица нашей компании я хочу передать соболезнования близким погибших.
На прошлой неделе пресса пестрела заголовками о том, что известное московское казино "Шангри Ла" открылось на территории Беларуси. Однако представитель Министерства спорта и туризма заявил, что это казино работает пока в тестовом режиме, а открытие состоится только в ноябре. На чьей стороне правда?
По обыкновению мы открываем наши заведения спокойно. Мы делаем презентацию для прессы и открываем казино, действительно, в тестовом режиме. Происходит отладка процессов, после которой мы делаем grand opening. Имелось в виду, наверное, именно это. Но, в принципе, казино уже работает.
Посетителей хватает, или пока еще идет стадия раскачки?
В этом заведении минимальная ставка на картах составляет 200 долларов. Аншлага, в любом случае, быть не может, потому что заведение рассчитано на очень состоятельных людей, богатых гостей и посетителей столицы.
На белорусов ли рассчитано это заведение? Насколько транспортабельна база московских клиентов?
У наших заведений есть некий имидж, определенное реноме, которое привлекает игроков из Москвы и других столиц нашего содружества. Зачастую люди играют на довольно крупные суммы, и они должны быть уверены в полной безопасности, в получении своего выигрыша и соответствующего сервиса.
Разумеется, мы рассчитываем и на гостей, но необязательно из Москвы. Это могут быть люди из Таджикистана, Армении любых других близлежащих стран, которые приезжают сюда для решения личных вопросов или вопросов бизнеса и могут позволить себе посетить казино.
Как вы считаете, в "Шангри Лу" поедут европейские туристы?
Надо ставить вопрос глобальнее: в Минск поедут западноевропейские туристы? Если поедут в Минск, то и в "Шангри Лу" пойдут.
То есть, вы считаете, что специально для посещения вашего заведения туристы из Западной Европы не поедут?
А зачем? Во всех европейских столицах есть казино. Зачем лететь за тысячи километров, если есть игорное заведение в своей стране?
Каков социальный портрет вашей целевой аудитории?
Это успешные люди, как известные персоны, так и малоизвестные. Это люди, которые решили свои материальные вопросы и которым не хватает адреналина. Когда бизнес выстроен и превращается в некоторую рутину, люди получают адреналин в том числе и от посещения казино. Люди ищут какие-то яркие эмоции и способны за это заплатить.
В чем были трудности переезда казино из Москвы в Минск?
Это не переезд, а открытие бизнеса. До этого мы открыли казино "Шангри Ла" в Ереване, которое работает там уже около двух лет.
У нас есть два ключевых бренда – "Шангри Ла" и X.O. Это бренды VIP-уровня с серьезной репутацией. Мы их развиваем в сетевом варианте, и Минск – это один из проектов.
При каких условиях минский проект будет успешным?
Это зависит от закона об азартных играх, который сейчас рассматривается. Если он будет адекватен мировым и европейским стандартам, это уже будет 50% успеха. Мы работаем исключительно в правовом поле, не ходим по "серым" дорогам бизнеса. Поэтому для нас очень важно, каким будет этот закон. Если он будет грамотным и продуманным, это составит львиную долю успеха.
Среди нововведений, предусмотренных новым законодательством, есть и то, что любому игроку в Беларуси будет запрещено проигрываться более, чем на три базовых величины в месяц. Насколько приемлема эта норма, на ваш взгляд, для развития бизнеса?
По-моему, это напоминает Большого Брата с глобальным, тотальным контролем за людьми. Это не правильно: человек должен сам решать, сколько он может себе позволить потратить в казино, в ресторане или в ночном клубе. Вряд ли вам понравилось бы условие, что вы можете потратить только десять долларов в ночном клубе. Почему кто-то за вас должен решать, какой должна быть эта сумма?
В Европе была практика установления процента от дохода, который человек может позволить себе потратить. Это более грамотный подход, но тоже не очень удобный: вы идете отдыхать и развлекаться, а вам нужно заполнять какие-то бумажки и предоставлять декларации о доходах.
Я думаю, правильнее было бы развивать культуру отношения к азартным играм в обществе в целом. Мы этим и занимаемся: в каждом нашем казино распространяем буклеты, где написано, как правильно нужно относиться к азартным играм. Азартные игры не являются способом заработать деньги и решить ваши материальные проблемы. Это досуг, и дорогой досуг, за который надо платить. Человек должен быть готовым определить сумму, которую он может потратить в казино, и не превышать ее. Не очень правильно, если за взрослого человека государство решает, как он может потратить свои собственные деньги.
Если новое законодательство не будет отвечать мировым требованиям и традициям развития игорного бизнеса, какова будет стратегия "Шангри Лы"? Закроетесь?
Если бизнес не будет прибыльным и не сможет эффективно работать, он, естественно, закроется.
Отличаются ли суммы, инвестированные в открытие заведений в Ереване и Минске?
В Ереване объект больше по площади: там есть основной зал, где вход в игру намного меньше, чем в минском заведении. В Минске мы открыли казино вип-формата, так называемого формата X.O., с очень дорогим входом в игру. Оба заведения сродни по инвестициям, но ереванский объект больше.
В ходе строительства белорусского объекта пришлось поменять планы относительно масштаба: сначала планировалось двенадцать игровых столов, поставлено девять, игровых автоматов должно было быть семьдесят, а в реальности их двадцать восемь...
Мы ожидали некоторой ясности с законом еще летом, и планировали объект большим. Так как этой ясности нет до сих пор, мы решили несколько ограничить наши инвестиции и пока посмотреть, что будет с законом. Поэтому объект получился немного меньшим, чем планировалось изначально.
За какое время вы планируете окупить минский проект?
Если все пойдет по плану, то на окупаемость минского заведения потребуется около года: пока мы сделали не очень большие инвестиции. Одним из наших крупнейших проектов было казино "Шангри Ла" в Санкт-Петербурге. Это был огромный объект с огромными инвестициями. Срок его окупаемости был четыре-пять лет. Но по новому закону на окупаемость нам было отведено два с половиной года, и мы решили, что казино проще закрыть.
Выступали ли вы с консультативными инициативами в адрес контролирующих и регистрирующих органов, чтобы скорее добиться некоторой ясности в законе?
Насколько мне известно, представители власти Беларуси, действительно, обращались в нашу компанию за консультациями. Мы – авторитетная компания, и имеем серьезный опыт работы на этом рынке.
Есть несколько версий закона, и одна из концепций основана частично на наших рекомендациях.
Самое главное в законодательстве по игорному бизнесу в любой стране – это факт лицензирования: каким образом оно осуществляется, какие лицензионные требования установлены и насколько четко они соблюдаются и контролируются, есть ли соответствующий контролирующий орган. Эта лицензия должна стоить очень дорого, чтобы любая компания и предприниматель десять раз подумал, прежде чем нарушить лицензионные требования.
Есть еще ряд других моментов, таких, как минимальные площади, количество игрового оборудования, установленные налоги и способ их контроля. Например, сейчас в Беларуси очень странная ситуация с налогом на столы: если у вас до десяти столов, то вы платите три с половиной тысячи евро за стол, если больше десяти, то вы платите четыре с половиной тысячи евро за каждый из них – это как-то нелогично. Хотя нужно отметить, что ставка на налог адекватна рынку и не представляет проблем для бизнеса и государства.
А вот налог на игровой автомат мы рекомендуем повысить в два-три раза.
Таким образом, вы попытаетесь разобраться с конкурентами на белорусском рынке?
Самая болезненная ситуация и самая большая проблема с игорным бизнесом в России и многих других странах постсоветского пространства – это залы с игровыми автоматами на каждом углу. Лицензия стоит немного, получить ее не очень сложно, можно взять игровые автоматы в лизинг, снять помещение в аренду, "доить" людей и жить припеваючи. Желающих так зарабатывать на жизнь очень много. Возникает социальная напряженность, когда вместо булочной, прачечной или продуктового магазина открывается зал игровых автоматов.
В казино есть рестораны, работает служба безопасности, таксисты, соответствующий интерьер: заведение инвестирует в то, чтобы вы хорошо провели свое время, а не просто поиграли и оставили свои деньги. В казино есть регистрация, что является способом контроля, который не могут предоставить залы игровых автоматов. Кроме того, когда игровой зал находится за углом, в игру начинают втягиваться люди, которым делать это не нужно.
Не должно быть по несколько залов игровых автоматов на каждой стороне улицы – это неправильно.
Наши слушатели интересуются: "Не мучает ли вас совесть за тысячи разваленных семей, сотни самоубийств и прочие следствия игорного бизнеса?"
Я лично люблю сходить иногда в казино. Даже тещу недавно водил – ей очень понравилось. За разрушенные судьбы я ответственности не несу: каждый человек несет ответственность за свои действия сам.
Если мы не будем заниматься этим бизнесом, это будут делать другие, и не факт, что они будут делать это ответственнее и лучше. Мы работаем ответственно и очень качественно. В наших заведениях процент разрушенных судеб сведен к минимуму. Кроме того, мы ведем работу по разъяснению того, что такое азартные игры и как к ним нужно относиться.
Если вы приедете в Лас-Вегас, который существует с 30-х годов, вы удивитесь тому количеству пенсионеров и инвалидов, которые посещают казино. Такое ощущение, что пенсионеров там – добрая половина посетителей. У них есть возможность ходить в казино, и они прекрасно понимают, что Лас-Вегас – это не просто казино, а целый город развлечений. Там есть недорогие отели, качественный сервис. Там уже сформирована некая культура, и азартные игры никто не воспринимает как нечто демоническое. Это одна из форм досуга, но мы только начинаем к этому приходить.
Storm International намерен организовать в Минске службу психологической помощи игрокам. Несколько лет назад ваш холдинг разработал программу "Ответственная игра", которая направлена на минимизацию рисков, связанных с чрезмерным увлечением азартными играми. Вы предлагаете повысить возрастной ценз для участия в азартных играх до 21 года. Какие еще действия предусматривает программа психологической помощи?
Программа "Ответственная игра" предполагает, прежде всего, информирование игроков о том, что такое азартные игры и какие есть признаки проблемного пристрастия к азартным играм. Есть список вопросов, которые помогают понять, есть ли у вас какие-то проблемы с играми или нет.
В Москве мы открывали и обеспечивали работу "горячей линии", вели определенную статистику. Кстати, по статистике количество людей, зависимых от азартных игр, составляет примерно 1-2% от общего числа посетителей игорных заведений. На нашу "горячую линию" приходило порядка 80 звонков в месяц.
Кроме того, мы, действительно, ратуем за повышение возрастного ценза для участия в азартных играх и ограничения в рекламе.
Нужна ли реклама "Шангри Лы" в Беларуси? Или кому надо, тот знает?
Конечно, наше казино не рассчитано на широкую публику. Кроме того, информация о казино расползлась сама по себе, поэтому в рекламе мы не нуждаемся.
Много ли персонала вы привезли из Москвы, или в Беларуси хватает подготовленных людей для работы в заведении столь высокого класса?
Пока около половины сотрудников – персонал из Москвы: в Беларуси нет специалистов такого уровня, какой нам необходим. Это наша политика: мы привозим свой персонал, набираем местных сотрудников, которые проходят специальные тренинги и набираются опыта у наших людей. Постепенно мы повышаем процент сотрудников из местного населения и сводим процент иностранных работников к минимуму.
Наши слушатели интересуются, как можно устроиться на работу в казино?
Устроиться на работу просто: нужно позвонить в отдел кадров "Шангри Лы" и написать резюме. Вакансий у нас очень много, и это не только крупье или инспекторы. Нам нужны и официанты, и водители, и повара, и IT-специалисты, и уборщики.
Какими вам видятся перспективы на белорусском рынке, тем более учитывая то, что вы привезли сюда новое понятие "вип-казино"?
Мы искренне надеемся, что все будет очень хорошо, и перспективы будут хорошими не только для нас, но и для Минска в целом. Мы платим сервисные налоги, очень немаленькую арендную плату, которая идет в городской бюджет, предоставляем рабочие места с зарплатой, выше средней по рынку. Наше заведение соответствует самым строгим мировым стандартам.
Со своей стороны мы надеемся, что сможем зарабатывать деньги, как и любой другой бизнес.