Администрация президента похвалила оперативность школьной реформы

Источник материала:  
22.10.2009 13:27 — Новости Общества


Переход белорусской школы на 11-летку получил поддержку населения и прошел оперативно и безболезненно. Таковы выводы заседания коллегии Администрации президента.

Администрация президента похвалила оперативность школьной реформыГлава Администрации президента Владимир Макей сообщил, пишет БЕЛТА, что в 196 учреждениях образования был проведен мониторинг среди 40 тысяч учащихся, педагогов, родителей. Его главный вывод — переход на одиннадцатилетку получил поддержку населения.

Качество обучения, по мнению чиновников, не ухудшилось

Треть респондентов считает главной проблемой школьной жизни большую учебную нагрузку. Учителя высказали претензии к содержанию новых учебных планов и программ, в частности, к перенасыщенности второстепенной информацией.

«Не надо жалеть средств на поощрение авторских коллективов, ведь от качества учебников напрямую зависит качество образования, а это будущее нашего государства», — отметил на этот счет Владимир Макей.

Важно, что переход на одиннадцатилетку не привел, как предрекали скептики, к снижению качества обучения, отметил министр образования Александр Радьков. Об этом, по его словам, свидетельствуют и результаты централизованного тестирования. В качестве аргумента министр привел улучшение результатов ЦТ этого года по сравнению с годом предыдущим.

В 2009 году результаты ЦТ выросли в среднем на 10 баллов. Почему? «Тесты отрегулированы и были проще», — сказал заместитель председателя Совета Республики, председатель Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Анатолий Рубинов на пресс-конференции 26 августа.

В результате и проходной балл для поступления в вузы в 2009 году был в среднем на 20-30 пунктов выше, чем в 2008 году. Начальник управления высшего и среднего образования Министерства образования Юрий Миксюк на пресс-конференции 29 июля также подтвердил, что задания ЦТ были несколько упрощены, чтобы «создать равные возможности для тех, кто учился в 11-м и 11-м штрих-классах, в котором школьники проходили программу двух выпускных классов за один год». Из тестов были исключены заведомо сложные вопросы. Можно ли при этом говорить об объективном улучшении результатов ЦТ?

Факультативы уроки не заменили

Когда в связи с реформой отменяли профильное обучение, например, из школ с углубленным изучением языков делали обычные, детям, которые учились по углубленной программе, обещали дать необходимые знания на факультативах.

Мониторинг показал, что в обществе неоднозначно относятся к отмене профильного обучения. В.Макей подчеркнул, что факультативные занятия не стали ему достойной альтернативой. Методика их организации не позволяет в полной мере удовлетворить потребности школьников в углубленном изучении отдельных предметов.

Личностный фактор в проведении факультативов играет слишком большую роль. Один учитель проводит факультатив как положено — два раза в неделю, другой только один раз. На факультатив ходят далеко не все дети. Это означает, что во время уроков знания, полученные на дополнительных занятиях, практически не используются.

Государство непоследовательно в своей образовательной политике

Прозвучала на коллегии и критика уроков физкультуры. «Занятия проходят скучно, убивают в детях интерес к спорту, а обязательные для выполнения нормативы зачастую непосильны для учеников», — сказал Владимир Макей.

В старшей школе до проведения реформы было три урока физкультуры в неделю, теперь два. Это означает, что дети, о здоровье которых так пекутся чиновники, меньше двигаются, имеют меньше возможностей тренироваться для того, чтобы сдать те же нормативы.

Наши дети, как и 20-30 лет назад, переодеваются на урок физкультуры в тесной раздевалке сразу по несколько классов. В обычных школах нет элементарных удобств, например, душевых.

При этом обеспеченность школ спортивным инвентарем составляет около 58%. Немало школ, где в спортивных залах используется нестандартное оборудование, которое кое-где еще и плохо установлено. Так, падение незакрепленных спортивных ворот стало в прошлом учебном году причиной смерти двух человек.

Трудно спорить с мнением, высказанным главой Администрации президента, который отметил, что необходимо улучшить и качество преподавания иностранных языков. Тем более что мнение не ново — ранее в августе президент Александр Лукашенко подчеркивал необходимость с учетом современных требований активизировать работу по изучению иностранных языков.

Анекдотичность ситуации в том, что как раз в связи с реформой школы в прошлом году резко сократилось учебное время на изучение иностранных языков — до двух часов в неделю в старших классах.

В сельских школах дефицит учителей

Владимир Макей отметил, что школы, особенно на селе, испытывают дефицит учителей математики, физики, химии. В городах, наоборот, переизбыток преподавателй белорусского и английского языков, музыки, изобразительного искусства, культурологии.

Вопреки мрачным прогнозам оппонентов перехода на 11-летний срок обучения, отметил В.Макей, массовых увольнений учителей не произошло. Сокращение осталось на уровне прошлых лет, когда в связи с демографической ситуацией и оптимизацией сети учреждений образования покидали рабочие места 200-300 учителей.

Более того, квалификация педагогов повысилась. В 2009 году 89,8% школьных учителей имели высшее образование (в 2008-м — 86,9%), высшую и среднюю категорию — 71,7% (67,9%).

Администрация президента похвалила оперативность школьной реформыЗампред верхней палаты парламента Анатолий Рубинов высказал уверенность в том, что учительский корпус одобрил и принял переход к одиннадцатилетке, а благодаря мобилизации усилий педагогических коллективов уровень образования повысился в этот очень сложный для всех переходный период. Здесь возникает вопрос — был ли шанс у учителей этого не сделать, когда переход на 11-летку проходил без обсуждения?

Тем не менее, Анатолий Рубинов констатирует: «Решение было принято правильное и своевременное. Но многие вопросы нужно доработать».

Пока будут дорабатываться вопросы, в 2010 году ученики 11-х штрих-классов ускоренно за один год пройдут программу двух лет. На этом и закончится переходный период перевода среднего образования с 12-летнего на 11-летнее. Можно не сомневаться, что чиновники позже оценят его «успешность».

←Подарим Полине возможность дышать и видеть сны в своей кроватке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика