Чья хата с краю в Беловежской пуще?

Источник материала:  
21.10.2009 18:00 — Новости Общества

«По вине руководства НП «Беловежская пуща» в глухом лесу догнивает разобранная по брёвнам уникальная курная изба», - сообщается в свежем номере газеты «Вечерний Брест» (№ 83 от 21 октября). Похоже, об этом раритетном сооружении 1837 года постройки (года смерти Александра Сергеевича Пушкина!), которая обещала стать самым драгоценным экспонатом в своеобразном «музее под открытым небом» д.Рожковки Каменецкого района, совсем забыла администрация пущи, занятая исключительно празднованием её 600-летия.

На эту хату ещё семь лет назад наткнулись участники проекта «Пуща без границ», когда проводили комплексную «инвентаризацию» природных, культурных и этнографических ценностей в этом регионе. В то время она была самым старым деревянным строением по белорусскую и польскую стороны национального парка. Притом с глинобитным полом, дверью на деревянных завесах, куда можно было войти только согнувшись, и маленькими квадратными окнами (50х55 см). 
Историческая избушка находилась тогда в плачевном состоянии: сгнили балки перекрытия, обвалилась крыша. Николая Черкас, в то время научный сотрудник НП «Беловежская пуща», вспоминает: «Состоялось совещание с участием белорусских и польских специалистов по охране и реставрации памятников. Мы пригласили опытных реставраторов из Белостока, и в итоге было принято решение провести консервацию объекта. Хату тщательно обмерили, зарисовали и сфотографировали, а потом разобрали по брёвнышкам, аккуратно сложив их под навесом».
Польские реставраторы заявили о готовности работать над реставрацией бесплатно. Но для этого потребовалось 20 кубов древесины. По словам главного специалиста по охране историко-культурного наследия управления культуры Брестского облисполкома Леонида Нестерчука, который принимал непосредственое участие в обследовании уникального сооружения, он несколько раз обращался в НП «Беловежская пуща» с просьбой, чтобы выделить лес.  Но дело кончилось тем, что участник проекта «Пуща без границ» Виктор Фенчук (он же руководитель ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны») за собственные деньги купил шивер и рубероид для навеса, а Дмитровичский сельсовет помог рабочими, которые сложили аккуратно  разобранную курную избу.
Планировалось, что весной того года реконструкция возобновится, но не вышло. Проект завершился, в свет вышла книга «Культурная спадчына рэгіёну Белавежскай пушчы», изданная на трёх языках. А что с раритетом?
«А нет больше нашей хаты, - огорчил журналиста в этом году председатель Дмитровичского сельсовета Иван Ярошук. - Уже полтора года как вывезли».  Выяснилось, что в июне 2007 года решением межведомственного областного координационного совета по охране материального и духовного наследия (секретарём его, кстати, является Л.Нестерчук) был удовлетворён запрос НП «Беловежская пуща» о взятии шефства над историческим объектом «Курная хата в Рожковке». «Шефы» и вывезли по брёвнышку ту хату в неизвестном направлении. «Интересно, как они собирались её собирать, если записи нумерации брёвен остались лишь у нас и у поляков?» - недоумевает В.Фенчук.
Попытки выяснить, куда исчезли её следы, долгое время были безрезультатными. Официальный запрос на имя генерального директора заповедника Николая Бамбизы остался без ответа.  «Хата где-то в пуще», - отвечали чиновники, обязанные по долгу службы знать о состоянии и местонахождении исторического наследия.
Наконец, следы отыскались. «У нас эти брёвна, два года  как лежат», - подтвердили в Дмитровичском лесничестве. Любопытная деталь: журналист «Вечёрки» за прошедшие два года оказался первым и единственным, кто проявил к ним интерес. 
Такая вот вышла история с консервацией, реконструкцией и хранением остатков уникального объекта в Каменецком районе, до которого никому нет дела.
 

←Запасы нефти в США выросли за неделю на 1,31 млн баррелей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика