Алексей Бичурин: В нашей стране понимание инструментов и институтов авторского права пока только развивается

Источник материала:  
21.10.2009 13:10 — Новости Общества
"Процесс развития понимания вопросов авторского права, привитие сознания необходимости соблюдения авторских прав - процесс долгий и мучительный. В данный момент все это находится в переломной стадии, потому что сейчас формируется понимание того, что объекты авторского права - это товары, с помощью которых можно обеспечивать свою жизнь. Мы пока только учимся применять и использовать эти права". Об этом в эфире Радио TUT.BY говорил начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Алексей Бичурин.Алексей Бичурин: В нашей стране понимание инструментов и институтов авторского права пока только развивается

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Чем занимается центр интеллектуальной собственности?


Национальный центр интеллектуальной собственности – единственная специализированная, целиком посвященная исключительно вопросам интеллектуальной собственности государственная организация. Мы занимаемся практически всеми аспектами интеллектуальной собственности, начиная от промышленной и заканчивая авторским правом, практической составляющей которого занимается центр по коллективному управлению имущественными правами.

Центр по коллективному управлению имущественными правами специализируется на вопросах сбора, распределения, выплаты авторского вознаграждения за использование произведения на территории Беларуси. В меру своих сил мы стараемся оказать помощь в защите прав в судебном или досудебном порядке.

Все, что в той или иной степени связано с интеллектуальной собственностью, имеет отношение к НЦИС. То есть мы занимаемся непосредственно защитой авторских прав.

Сейчас обсуждается новая редакция закона об авторском праве и смежных правах. Чем она будет отличаться от ныне действующей?

Закон в том виде, в котором он действует сейчас, был принят достаточно давно, в 1996 году. Новая редакция его была принята в 1998 году, и уже на протяжении почти одиннадцати лет закон действует в практически неизменном виде.

Реальность создания объектов авторского права и их использования ушла достаточно далеко: возник интернет и иные цифровые и коммуникационные технологии, поэтому появилась необходимость расширить понимание закона и приблизить его к тем процессам, которые происходят сейчас.

Нельзя сказать, что в новой редакции будут изменены какие-то концептуальные вопросы охраны объектов авторского права, скорее, она уточнит те положения, которые не в достаточной степени понимаются как относящиеся к тематике авторского права. Это, прежде всего, сфера информационных технологий, вопросы ужесточения защиты авторского права, развитие вопросов коллективного управления имущественными правами. Спектр широк, однако закон будет дополняться, а не изменяться в своем содержании. Авторское право по-прежнему будет охраняться, но будут уточнены и расширены определенные положения.

Позволяет ли действующий закон действительно защищать авторские права?

Закон хорош, дееспособен и может способствовать защите прав конкретного автора, творца или исполнителя. Но несколько отстает сфера применения закона. Поэтому вопрос лежит, скорее, в области правоприменения, а не в области содержания тех норм, которые заложены в закон об авторском праве.

Есть закон, который нужно соблюдать, есть ведомства, которые следят за его соблюдением. В чем тогда проблема?Алексей Бичурин: В нашей стране понимание инструментов и институтов авторского права пока только развивается

Защита и реализация авторского права - это конкретный интерес конкретного правообладателя. От активности его позиции зависит и степень эффективности защиты его прав. Правообладатели чаще всего не верят в успех защиты собственных прав, не хотят связываться с этим вопросом, потому что это требует определенных сил и времени: люди, занятые творчеством, предпочитают творить, а остальные, занятые в индустрии авторских прав, пока предпочитают закрывать глаза на определенные условности.

Но, безусловно, понимание о необходимости защиты авторских прав растет, о чем говорит хотя бы спектр мнений участвующих в общественной дискуссии, которая разгорелась вокруг нового проекта закона. Работа ведется уже более чем на протяжении полутора лет, и споры и дискуссии разгораются все жарче и больше. Это вопрос времени и личного интереса, и если кто-то заинтересован в защите собственных прав, то действующий закон это позволяет.

Вокруг чего разгорается спор? О чем не могут договориться?

Спектр мнений достаточно широк. Творцы заинтересованы как можно больше защитить свой личный интерес, общество желает получить наиболее широкий доступ к информации, которая создается этими творцами. Поиск точек соприкосновения между авторами и потребителями – процесс непростой.

Нельзя говорить об абсолютном ограничении прав автора: он в любом случае сохраняет за собой исключительное право контролировать использование своего произведения другими лицами. Наиболее проблемный вопрос в этом – определение границ, до которых автор может безоговорочно и единолично контролировать использование своего произведения. Понятен и общественный интерес образования, распространения и исследования информации: в мировой практике закон об авторском праве позволяет использование авторских произведений для определенных целей с некоторым набором ограничений. Вокруг того, каким образом эти цели прописать в законе, каким образом они найдут свое выражение в тексте конкретной нормы, здесь и идут самые горячие споры.

Что является объектом авторского права и подлежит защите? Например, в статье 8 закона прописано, что "информация как таковая" не является объектом авторского права.

Объектами авторского права являются произведения как результат и продукт творческой и интеллектуальной деятельности человека, воплощенной в какой-либо объективной форме. В статье 8 "Закона об авторском праве и смежных правах" содержатся указания на объекты или произведения, которые авторским правом не охраняются или не признаются объектами авторского права. Например, информация о том, что на улице идет дождь, есть просто информация, которую можно выразить различными языковыми или изобразительными средствами. Та форма, в которой выражена информация, и есть, по сути, произведение, прошедшее через какую-то творческую работу внутри человека, через его интеллектуальный труд и воплотившееся в каком-то тексте.

Если мы взяли информацию на каком-то ресурсе или в некотором информационном агентстве и используем эту информацию в том или ином виде на своем портале, мы должны ссылаться на источник этой информации?

Без сомнения, одним из основных прав автора и обязанностей пользователя в отношении какого-либо произведения является соблюдение именно неимущественных прав, связанных с указанием имени автора, признания его авторского отношения к конкретной информации. Сама по себе информация не есть объект авторского права. Объектом выступает форма произведения, в котором выражена такого рода информация: статья, заметка, написанная каким-то лицом. Степень, в которой допускается заимствование такого рода информации, выраженной в какой-то форме, должна быть определена в законе. Допускается цитирование, приведение буквальной выдержки с указанием источника, безоговорочное копирование материалов по нашему закону допускается в отношении статей, посвященных текущим экономическим, политическим, общественным и иным событиям, правомерно опубликованным в газетах и журналах. Такие заимствования не являются нарушением авторских прав при условии указания источника заимствования и автора этого информационного материала.

Правильно ли, что авторские права на статьи и репортажи принадлежат информационным агентствам, а не их авторам? Как в этом случае действует авторское право?

Здесь затрагивается еще один институт авторского права – так называемое служебное произведение, созданное в рамках трудовых отношений, то есть работником по заданию работодателя.

Есть ситуации, при которых авторское право от конкретного физического лица переходит к информационному агентству. Эти отношения могут быть организованы в разных формах договора, в рамках которого определяется судьба имущественных прав создаваемого произведения. Профессиональные информационные агентства заинтересованы в таком сотрудничестве только при условии получения исключительных прав на использование этого материала, чтобы впоследствии самому совершать коммерческие действия с таким материалом. Важно понимать, что первоначальным обладателем авторских прав является конкретный автор, человек, физическое лицо. Переход этих прав к иным лицам, предоставление их в пользование или безоговорочная уступка зависит от него и от тех условий, в которых он совершает свое творчество. Закон в этом плане гибок.

Встречаются ли случаи ущемления прав авторов со стороны издателей?


Это далеко не такая редкая ситуация, как может показаться. Автор в такого рода взаимоотношениях всегда является более слабой стороной: он чаще всего заинтересован в том, чтобы его произведение было использовано, а пользователи и организации выступают в роли решающей стороны в вопросе использования этого произведения. Спорные ситуации могут охватывать самые разные вопросы, начиная от размера вознаграждения, которое автор может получить за передачу прав на использование своего произведения, заканчивая спектром тех прав, которые могут быть переданы организации. Сроки действия авторского права, безусловно, конкретно обозначены: это срок жизни автора плюс пятьдесят лет после его смерти. В течение всего этого срока охраняются принадлежащие ему имущественные авторские права: выплата вознаграждения, получение разрешения на использование произведения и так далее.

Получается, что издатели зарабатывают на чужом труде авторов, пренебрегая законами об авторском праве?

Это мнение неверно. Ведь речь идет не о том, что издатели заставляют авторов трудиться на себя за бесценок. Чаще всего это взаимовыгодное сотрудничество, ведь автор, создавая произведение, не делает это просто так, а рассчитывает на определенное вознаграждение. Если это штатный автор, то вознаграждение выплачивается регулярно, вне зависимости от качества созданного материала. Автор, который создает уникальные материалы, может рассчитывать на достаточно большое вознаграждение за предоставление эксклюзивного материала.

Эта сфера с течением времени становится все более коммерческой. Каждый оценивает свой интерес в такого рода сотрудничестве. В конечном итоге, с ростом конкуренции эти отношения начинают действовать не столько среди авторов, которые предлагают свои произведения одним и тем же издателям, сколько среди пользователей, которые пытаются заинтересовать конкретного автора в предоставлении исключительных прав на произведение именно этому конкретному пользователю. Мне кажется, мы движемся в правильном направлении в этом вопросе.

Какова реальная картина в соблюдении авторских прав в нашей стране? В каких сферах научились соблюдать авторские права лучше всего?

Самая соблюдающая авторские права сфера – это издательство, выпуск книг и литературных произведений. Эти вопросы находятся под наиболее пристальным вниманием. С этого и началось возникновение авторского права в его нынешнем современном понимании. Именно с возникновением книгопечатания и выпуска книг большими тиражами появилась осознанная необходимость в защите авторских прав.

В нашей стране понимание инструментов и институтов авторского права пока только развивается. Достаточно успешно защита авторских прав развивается в сфере телевизионного и радиовещания, театрального искусства. О существовании и необходимости защиты авторских прав знают все, но определенный расчет идет на степень обеспеченности этих интересов, на возможность быть привлеченными к ответственности за несоблюдение этих прав.

Процесс развития понимания вопросов авторского права, привитие сознания необходимости соблюдения авторских прав, - процесс долгий и мучительный. В данный момент все это находится в переломной стадии, потому что сейчас формируется понимание того, что объекты авторского права – это товары, с помощью которых можно обеспечивать свою жизнь. Мы пока только учимся применять и использовать эти права.

Ни для кого не секрет, что на рынке можно найти что угодно, те же компакт-диски, на которых может быть записана любая информация: компьютерные программы, музыкальные произведения, и все это можно купить практически за бесценок. Никакие авторские права там не соблюдаются, авторские отчисления никому не производятся. А еще проще даже не ходить на рынок, а скачать то же самое из интернета совершенно бесплатно. Как в таких условиях автор может защитить свои права?

Здесь речь идет о степени активности правообладателя. Вопрос о привлечении к ответственности за нарушение авторских прав напрямую связан со степенью заинтересованности правообладателя в такого рода действиях. Те же правоохранительные органы, которые пытаются бороться с контрафактной продукцией, зависимы от активности конкретного правообладателя. Чаще всего контрафактные компакт-диски представлены репертуаром иностранных исполнителей, которые, скорее всего, даже не знают о том, что их права нарушаются.

То есть пока автор сам не заявит о нарушении своих прав, вы ничего сделать не можете?

Мы работаем над тем, чтобы в законодательном плане подобные действия рассматривались как общественно опасные, для того, чтобы произошел переход к системе, когда уважение интеллектуальной собственности вырабатывается общеобязательностью этих правил. Пока еще на практике необходимо безоговорочное участие в процессе привлечения к ответственности самого правообладателя.

Есть целый комплекс законов, в который вовлечены законодательные акты, регламентирующие порядок проведения уголовного, административного процесса проведения таких дел. Пока еще правообладатель должен обязательно выразить свое недовольство ситуацией нарушения своих прав. Вряд ли возможно, чтобы западный исполнитель написал заявление о нарушении своих авторских прав на территории отдельно взятого торгового объекта на рынке Беларуси. Лица, совершающие такие действия, понимают свою безнаказанность, что ослабляет позитивный эффект закона об авторском праве: если твои права могут быть нарушены с применением современных информационных технологий, стоит ли так бороться за них?

Без активной роли авторского сообщества и правообладателя больших результатов, скорее всего, добиться не удастся. Каждому автору целесообразно понимать, что если ты закрываешь глаза на нарушение своих прав, то, скорее всего, и остальные закроют глаза на эту ситуацию в более широком масштабе. Авторское право – право личное, поэтому роль личности в этом вопросе должна быть сильна как никогда.

Сейчас напечатать книгу можно практически в домашних условиях, при этом вы говорите, что соблюдение авторских прав сильно именно в сфере книгопечатания. Неужели нет пиратских книг?

Безусловно, процент нарушений авторских прав в сфере книгоиздательства присутствует, но он наиболее минимальный по сравнению с другими сферами. Книги продаются в установленных местах, издать книгу даже в домашних условиях – это не такой простой процесс. Набирает ход распространение литературных произведений через интернет в виде электронных файлов, но это уже не книгопечатание. Консервативная книгопечатная сфера весьма уважительно относится к вопросам авторского права, поэтому удельный вес нарушений в ней гораздо меньший.

А как насчет белорусских авторов музыкальных произведений? Получают ли они свои отчисления за использование своих произведений в ресторанах, радио- и телеэфирах?

Безусловно, мы работаем, прежде всего, на удовлетворение интересов национальных авторов. Система реализации прав через организацию по коллективному управлению на территории Беларуси существует уже более двенадцати лет, и с каждым годом мы приходим к более высоким результатам, и вопрос обеспечения интересов белорусских авторов тоже имеет свое развитие. Появляются новые пользователи, которые заявляют, что хотят использовать произведения легально, и мы надеемся, что с каждым годом такая тенденция будет только развиваться.


←Многообещающая охота в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика