Андрей Воробьев: «Между Небом и Землей»
Не удивительно
поэтому, что творчество Андрея так выразительно делится на две основные линии –
это пронзительно-экспрессивная автопортретная серия и перекликающаяся с ней по
смыслу тема Маски, и трогательно доверительная по своей открытости галерея
любовно-эротических работ – «акт».
В череде
автопортретов образ художника дробится на множество разнообразных обликов,
состояний и настроений. И каждый из них – это, прежде всего сам Андрей, каким
он был или как ощущал себя в некий определенный день и час («Автопортрет с
признаками старения», 2007; «Настроение в день сорокалетия», 2009). Вместе с
тем, все работы данного круга – нечто значительно большее, чем просто
реализованный в материале естественный для каждого человека интерес к самому
себе; цель художника, несомненно, лежит вне его личности. Скорее можно говорить
о стремлении к пристальному изучению на примере модели самой податливой и
послушной – себя – феномена человека в целом. Отсюда – свойственное и
автопортретам, и маскам почти ритуальное, вневременное и внепространственное
состояние, как будто один на один с вечностью, и причудливая сложность
образного содержания, где вместе с основным, очевидным аспектом таится целый
мир прозрачных оттенков мыслей и эмоций, проступающих друг через друга
исключительно внезапно, словно в момент чудесного озарения, и потому
порождающих утонченную изменчивость смыслов и интерпретаций («Бесконечность в
форме моих голов», 1999; «Автопортрет в возрасте 38 лет», 2007; «Между Небом и
Землёй»; 2009, «Внутри», 2009).
Опоэтизированная, обласканная, обожествленная телесность, чистосердечно выставленная напоказ, царит в любовно-эротических произведениях художника. Это люди-пластические знаки, формы которых повторяются и продолжаются одна в другой, они возможны только в сосуществовании, и в нем же трансформируются в объекты новые и самодостаточные («Поцелуй», 2005; «Вдвоём», 2008). Они полны той трепетной и радостной одновременно атмосферы, того гармоничного покоя и полноты жизни, которые нередко отсутствуют в автопортретах («Поцелуй», 2007; «Мечта», 2009).
Разнообразие воробьевских «акт» – в свободе импровизаций, в бесконечных вариантах одной и той же темы, которая, запечатлевая лишь краткий миг быстротекущей реальности, рассказывает о смысле жизни и о попытках забыться от нее».
Справка
Андрей Воробьев родился в Могилеве 10 марта 1969 года. Образование: Минское художественное училище им. А.К. Глебова (отделение скульптуры, преподаватели Е.Санько, В.Жбанов); Белорусский государственный театрально-художественный институт (отделение скульптуры, преподаватель В.Слободчиков). Член Союза художников Беларуси. В выставках участвует с 1995 года (Беларусь, Молдова, Польша, Франция).
На снимке: Автопортрет в образе дьявола. Бронза, 2004. Высота 20 см.