На витрине и в магазине
На витрине и в магазине
Есть движение: за восемь месяцев на Витебщине продажи белорусских товаров выросли до 85,5 процента от общего объема. Значит ли это, что покупатели и продавцы стали настоящими патриотами родных брэндов?
...Зашел в витебский магазин электротоваров ЗАО «Вулкан». Белорусский товар здесь — в самых удобных витринах. Продавцы–консультанты всегда готовы рассказать о преимуществах отечественной техники.
— Первое место по продажам стиральных машин держит «Атлант», — замечает директор Любовь Зарагацкая. — Но без импорта все же не обойтись. Например, холодильники с функцией «ноу фрост» в Беларуси не делают. Или электрочайники. Продаем минские, борисовские. Но если покупатель ищет определенную форму, цвет, надо идти к стеллажам с импортом. Там выбор богаче.
Что ж, здесь хоть какой–то баланс. Но есть товары, которым белорусской конкуренции нет вовсе. Например, линолеум, ламинат, сайдинг, подвесные потолки, цифровая техника. Не они ли портят статистику торгового сальдо?
— Отсутствие нашего аналога, к сожалению, не единственная причина появления на прилавках импортного товара, — рассуждает заместитель начальника управления торговли и услуг Витебского облисполкома Наталья Долгова. — Смотрите, продукции легкой промышленности в магазинах достаточно. Но к эстетике моделей, цветам, оформлению у покупателей масса вопросов. Поэтому и на вещевых рынках в основном импорт. Хотелось бы видеть в магазинах больше нарядной обуви отечественного производства, женских костюмов делового стиля...
И еще есть проблема. К сожалению, не всегда наши предприятия обеспечивают поставку требуемого количества ходовых товаров. Летом, например, у нас был дефицит морозильников «Атлант»...
Документа, который бы четко определял, сколько товаров с «белорусской пропиской» должно быть на прилавках, сегодня нет. Однако одним из рычагов их продвижения являются установленные обязательные квоты выборки товаров областями. В этом списке — 43 продовольственные и непродовольственные позиции. Из них на Витебщине не освоены пять. В последнее время в области снизилась продажа телевизоров, мотоциклов, стиральных машин, маргарина, дрожжей. Возможно, этому есть логическое объяснение. Но любопытно все–таки, как в целом продавцы, предприниматели и специалисты относятся к административному ресурсу в сфере бизнеса?
— Если поставщики качественного и хорошо упакованного польского или китайского инструмента привезут даже несколько единиц прямо к крыльцу, то за белорусскими топорами или граблями мне самому нужно ехать в другую область, — знакомит с нюансами работы директор небольшого частного магазина. — Крупные наши предприятия, привыкшие торговать фурами или вагонами, как правило, не хотят работать с такими мелкими клиентами, как я. А у меня нет возможности забрать огромную партию. Чтобы покупателя конечная цена не отпугнула, ищу более дешевые варианты. Если цена белорусских товаров кусается, беру российский или произведенный в Прибалтике аналог. На то и бизнес.
«Административный рычаг», безусловно, работает, считают в управлении торговли, хотя в условиях рыночной экономики он в какой–то степени сдерживает выпуск конкурентоспособной продукции.
— Зачем переоснащать производство, улучшать качество, если знаешь, что твой, пусть даже малоинтересный, товар все равно заберут, — замечает Наталья Долгова. — Но есть же отечественные предприятия, товар которых прекрасно расходится без всякого централизованного распределения: «Милавица», «Витебские ковры»... Значит, маркетинговые службы там в порядке, реклама на высоте.
Все понимают, что от продаж отечественных товаров и разгрузки складов в экономике зависит многое. В первую очередь — финансовый результат промышленности. Но ведь и торговле нужны оборот и прибыль. Там тоже работают наши люди. И решить эту проблему уговорами или жесткими резолюциями вряд ли удастся. Сюда бы еще самоуважение производителя добавить. Будет он искренне гордиться своей продукцией — никакой «обязаловки» ее продажи не потребуется.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК
Фото: БЕЛТА