Андрей Куцухо: Не может быть чужих детей

Источник материала:  
13.10.2009 18:52 — Новости Общества
День отца в Беларуси планируется отмечать только в декабре, но и в День матери роль папы тоже очевидна. О том, сложно ли воспитывать приемных детей и с какими трудностями приходится справляться родителям, взявшим детей на усыновление, в эфире Радио TUT.BY рассказал отец-герой Андрей Куцуха, который помимо своих двоих детей воспитывает еще шесть приемных.Андрей Куцухо: Не может быть чужих детей

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Что подвигло вас взять в семью приемных детей? С чего все началось?


Мы с женой очень давно вынашивали идею усыновить ребенка: наверное, на все хорошие дела вдохновляет Бог. Периодически, общаясь с друзьями, мы заявляли о своем желании взять ребенка на воспитание. Но дальше разговоров у нас дело не шло.

Однажды мы сотрудничали с организацией, которая занималась помощью детским домам. У меня случилась встреча с чиновником из Мингорисполкома, в ходе которой мне было предложено усыновить маленькую девочку. Потом нам поступило предложение взять сразу пять детей по программе семейных детских домов: она предусматривает закрытие всех детских интернатов в срок до 2015 года. Малыши живут с приемными родителями.

Мы поняли, что это был посыл от Бога, и приняли решение поучаствовать в этой программе. Мы прошли отбор и взяли в свою семью шесть детей – четыре девочки и двух мальчиков.

Шестеро усыновленных детей живут в вашей семье. Как они называют вас?

Малыши стали называть нас папой и мамой буквально со второго дня, самая старшая Яна стала называть нас так недели через две. И дети делают это совершенно искренне, от всего сердца.

Всем чиновникам при возникновении каких-то вопросов мы сказали сразу, что дети – это наша семья. У нас нет разницы между своими и приемными, мы любим их всех одинаково.

Полагалась ли вам какая-то помощь от государства или местных властей?

На время существования детского семейного дома государство нам выделило две квартиры, помогло их обустроить мебелью и бытовой техникой. Маме, которая работает воспитателем семейного детского дома, начисляется зарплата, а на каждого ребенка выделяется около 270 тысяч рублей.

Какие обязанности у воспитателя семейного детского дома?

У нашей мамы нет ни отпусков, ни выходных - она работает круглые сутки. Наша жизнь сильно изменилась: теперь мы используем кастрюли и сковородки гораздо больших размеров, также резко увеличилось количество закупаемых продуктов и одежды.

Не скажу, что все у нас получается очень легко, иногда накапливается усталость. Но мы понимаем, что наша жизнь имеет реальный смысл: если ты сеешь любовь, то  она возвращается тебе сторицей. Иногда у нас спрашивают, зачем мы взяли детей из неблагополучных семей - мол, гены могут сыграть свою негативную роль. На это мы всем отвечаем: "Есть только один ген – ген любви".

Даже психологи, которые работали с нашими детьми раньше, отмечают изменения, происшедшие с ними. Дети ведь очень тонко чувствуют ложь, а когда ты искренен в общении и все делаешь вместе с ними - играешь, отдыхаешь и путешествуешь, то они отвечают тебе  такой же искренностью.

Я думал, что процесс адаптации детей будет дольше и сложнее, ведь они видели в своей жизни слишком много горя и лжи, но на самом деле все прошло очень хорошо. Они хотят общаться, помогают по дому, и иногда их даже сложно отправить погулять на улицу – так им нравится в нашей семье.

Расскажите о ваших детях. Сколько им лет?Андрей Куцухо: Не может быть чужих детей

Самая маленькая у нас Оля, ей четыре года. У нее есть сестра Наташа, ей скоро будет тринадцать. Владу шесть лет. Яне шестнадцать лет, она у нас самая старшая, Гале будет пятнадцать, Никите восемь – они из одной семьи. Получается, что у нас шесть детей из трех разных семей.

Четверо ходят в школу, двое в садик, Яна в этом году поступила в лицей, будет учиться  на парикмахера.

Как они уживаются друг с другом?

Дети есть дети: они и ссорятся, и мирятся. Мы как родители контролируем их отношения, но стараемся не вмешиваться слишком часто. Как любые дети, они любят пошалить, но папу и маму слушаются. Словом, больших проблем не создают.

Сколько лет вашим собственным детям?

Старшему Артуру девятнадцать, он закончил техникум бизнеса и права, помогает мне в работе, младшей Арине одиннадцать, она учится в пятом классе гимназии.

Старшие с удовольствием помогают ухаживать за младшими, потому что мама не справилась бы без их помощи.

Как ваши дети восприняли новых членов семьи?

Старший сын нас по-хорошему удивил. Когда мы объяснили, что у нас поменяется уклад жизни, что ту любовь, которую получали двое детей, придется делить на восьмерых, Артур сказал: "Родители! Я вами горжусь!". Арине было сложнее, потому что трое приемных детей были старше нее, но она как-то резко повзрослела. Любви хватает для всех – и для своих, и для приемных.

Любви хватает, а сил? Не хотите ли призвать кого-то в помощь?

Иногда возникают мысли прибегнуть к услугам няни, но пока обходимся без нее. В каких-то сложностях мы просим помощи не у людей, а у Бога.

Почему в нашем обществе ваш пример – скорее, исключение, чем правило?

Наверное, оттого, что в жизни очень важна духовная составляющая, а наших людей отучили ходить в церковь, верить в Бога. И в душах людей, живущих без Бога, копится не любовь, а злость. Кроме того, у таких людей нет ответственности за своих детей: мамы рожают детей и надеются на то, что воспитывать их будет государство. Больно, что в Беларуси 30-35 тысяч детей находятся в интернатах.

И все же я думаю, что таких людей, как мы (то есть готовых взять детей на воспитание), в Беларуси много. Просто таким родителям нужно больше помогать: на самом деле средств катастрофически не хватает. Мы не делим деньги на государственные и личные, но если государство пойдет навстречу и увеличит пособия на детей, зарплаты мамам, будет оплачивать отпуск – такая помощь будет неоценима.

Сейчас нам очень не хватает автомобиля: детей нужно возить в школу, на секции, в читальный зал, бассейн. Денег на машину, конечно, нет. Но мы не унываем - надеемся и на Бога, и на себя, работаем и воспитываем детей. Неплохо было бы воспользоваться услугами няни, чтобы дать маме хотя бы раз в неделю сходить в кино или в парикмахерскую.

Прежде чем принять такое решение, вы общались с людьми, которые уже воспитывают приемных детей?

Да, мы встречались с такими семьями: в Минске есть около тридцати детских домов семейного типа. Наслушались всякого - и хорошего, и плохого, но на наше окончательное решение это не повлияло. Если не мы, то кто же? Нужно брать детей на воспитание, нужно менять наше общество. Я хочу, чтобы мои дети были счастливы, удачно устроились в жизни. Нужно менять дурные традиции, когда мама бросает ребенка, а он, в свою очередь, бросает своего. Уверен: мои дети такого не допустят.

Как вы думаете, будет ли программа по закрытию детских домов выполнена до 2015 года? Достаточно ли семей, готовых принять к себе на воспитание детей из интернатов?

Все зависит от государства: если оно будет выделять больше жилья для детдомов семейного типа, финансово помогать родителям, то желающих помочь детям будет немало. Добрых людей в Беларуси много.

Кроме того, нужно правильно воспитывать само общество, чтобы мамы не бросали своих детей. Моя мама, которая недавно побывала у нас в гостях, звонила и плакала: "Как можно было бросить таких деток?". Тем не менее, при детях мы всегда хорошо отзываемся об их биологических родителях, и если бы родные мамы захотели встретиться со своими детьми, мы бы не были против. Но почему-то родным мамам их дети не нужны.

Нужно создавать такое общество, в котором матери не бросают своих детей.

Ну а если вдруг одна из мам вернется к нормальной жизни и захочет забрать своего ребенка – что вы будете делать в такой ситуации?

В программе о семейном детском доме сказано, что мы должны отдать ребенка. Но как можно отдать ребенка, который за два-три года совместной жизни становится родным? Это душевная травма, и в первую очередь - для ребенка. Но на все - воля Божья, и если мама станет на путь истинный, мы не будем противиться воссоединению семьи.

Как к вашему поступку отнеслись коллеги и соседи?

К сожалению, наше общество не готово к тому, чтобы адекватно воспринимать усыновленных детей. Даже наши родственники в начале нас осуждали и не понимали. Кто-то даже считал, что мы усыновляем детей ради квартиры и денег. Но почему-то находится немного желающих взять детей из интернатов даже ради квартиры. К тому же те, кто нас осуждает, почему-то забыли, что квартира эта - не наша собственная, а государственная и что живем мы в ней только до тех пор, пока существует семейный детский дом. Когда младшему ребенку исполнится восемнадцать, мы уйдем из нее. (Кстати, это, на мой взгляд, неправильно: можно было бы подарить приемным родителям хотя бы однокомнатную квартиру - в качестве оплаты многолетнего и очень нелегкого труда по воспитанию детей. Есть родители, которые боятся , что их выставят на улицу после того, как они выпустят своих детей в жизнь.

Общество относится к нам неоднозначно и порой воспринимает нас как белых ворон. Конечно, наш труд тяжелый, но зато так здорово, когда дети радуются тебе и искренне любят.

Как вы будете поздравлять свою маму в День матери?

Девочки предложили отпустить маму погулять, а сами решили испечь большой торт, накрыть стол. Ну а проблем с подарком нашей маме не будет: дети у нас очень талантливые - прекрасно танцуют и рисуют.


←В деревнях каждый год предлагается до десяти новых услуг

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика