80 лет минскому трамваю
Первый трамвай проехал по минским улицам 80 лет назад. И хотя сейчас этот вид транспорта менее популярен, чем автобусы и троллейбусы, своих позиций он не сдает. За год только в столице трамваи перевозят 38 миллионов человек.
Прототипом современного трамвая был вагон, который по колее тянула лошадь. Но постепенно минская конка нашла свой путь и вышла на новые рельсы. Тяга стала электрической. Случилось это в 1929 году. Первый маршрут – от нынешнего института культуры до площади Победы.
В середине прошлого века трамвайные вагончики вытеснил с городских улиц автотранспорт. Способствовала и война. Практически все пути были разрушены. Возрождение же рельсового движения началось в 80-е. Как ни странно, в пику тем же самым автомобилям. Мол, трамвай – экологически чистая альтернатива. А нынче в Европе и вовсе трамвайный бум, учитывая моду на все натуральное и экологичное.
Первый белорусский трамвай открыл свои двери ровно 10 лет назад. У него свой маленький юбилей. Когда рижские машины, доставшиеся в наследство от Советского союза, устарели, а завод в Латвии закрылся, за разработку отечественных моделей взялся «Белкоммунмаш». И вагончик, что называется, тронулся.
Сегодня завод способен ежегодно выпускать до 100 современных трамваев. Модели постоянно совершенствуются. Последняя, скорее, похожа на космическую машину. Да и скорость способна развивать запредельную для трамвая – 120 километров в час. Была бы выделенная линия и условия для движения. Такие собираются поставить в Турцию. Россия – тоже наш рынок.
– На сегодняшний день наши трамваи, особенно последние модели, помогают нам выйти на европейский рынок и занять свою нишу. Потому, что мы производим качественную машину, которая, если сравнивать ее с аналогичными машинами европейского производства, в три раза дешевле, – сказала специалист по связям с общественностью УП «Белкоммунмаш» Анастасия Цвирко.
В пределах города будут появляться новые трамвайные линии. Они, кстати, становятся малошумными. Путь собирают не из отдельных рельсов, а из сваренных звеньев. Получается единый желоб. Нет стыков – нет грохота. В планах – строительство трамвайных путей в Серебрянке и в районе первого транспортного кольца.
– Провозные возможности трамвая намного больше, т.е. он в час пик способен перевозить до 7 тысяч пассажиров. Для сравнения, автобус и троллейбус могут перевозить тысячу пассажиров. У трамваев вместимость больше, поэтому их выгодно развивать, – сказал начальник отдела ГУ «Столичный транспорт и связь» Игорь Дадалко.
Трамвайный парк в столице уже обновили на 80%. Теперь в трамвае можно ехать с комфортом, мягко и бесшумно. Этот вид транспорта, кстати, называют самым романтичным. Именно в трамвае празднуют день рождения и даже проводят свадьбы.