Кредитная история

Источник материала:  

Кредитная история

Кредитная историяНе парадоксально ли? Второй месяц гражданам активно предлагают льготные кредиты на бытовую технику, мебель, ковры, мотоблоки, а они не спешат брать. Хотя еще весной, несмотря на сумасшедшую ставку (23 процента годовых), один крупнейший банк страны выдавал в месяц до 60 миллиардов рублей потребительских кредитов. Казалось, что кризис не очень-то остудил желание граждан тратить. Этот нюанс подметили в Правительстве, решили грамотно использовать: покупаешь в кредит отечественный товар - больше половины процентной ставки гасит бюджет. На складах в то время мертвым грузом лежало продукции на 6 триллионов рублей. Идея приглянулась и банкирам. Они были свято уверены, что до 31 декабря таким образом потенциальные покупатели возьмут в долг никак не меньше 250 миллиардов рублей. А при благоприятном раскладе - и больше.


И право, отчего ж не взять микроволновку или холодильник, если деньги дают под 10 процентов годовых и на 3 года? Есть, правда, нюанс: доход на члена семьи не должен превышать 1 миллион 136 тысяч рублей. Но у нас среднедушевой доход за 7 месяцев всего 725 тысяч рублей. Иными словами, потенциальные получатели льготных кредитов - едва ли не вся страна. В общем, указ о льготном потребительском кредитовании был написан, согласован, отправлен в жизнь. Но оказалось не все так просто.


Картина рублем


Прошло 2 месяца с тех пор, как 4 уполномоченных банка (Беларусбанк, Белинвестбанк, БПС-Банк и Белагропромбанк) гостеприимно распахнули двери кредитных отделений. Думаете, там была давка потому, что август - самый кассовый месяц в году? (Ежедневная выручка магазинов, торговых центров и рынков в это время составляет в среднем около 160 миллиардов рублей.) Увы. Беларусбанк на той неделе подписал 1.200-й льготный потребительский договор. Общая сумма выданных им товарных займов - 4 миллиарда рублей. Добавим сюда еще 20 процентов (примерно так делит рынок этот банк с тремя остальными) - и картина будет предельно ясной. Ожидаемые 250 миллиардов льготных потребительских кредитов - заоблачная цифра. Так что, если говорить без обиняков и эвфемизмов, благая идея на грани провала. Но почему?


Экономят!


Цены на многие предметы быта в стране практически не растут и даже пессимистично поглядывают вниз. И если инфляция (рост цен) заставляет людей покупать больше и побыстрее отоваривать зарплату, то дефляция как явление прямо противоположное, наоборот, - нести деньги в банк под проценты и откладывать покупки. Штука опасная. Бережливые граждане так разоряют фабрики, на которых работают, а, значит, в конечном итоге... себя. Объяснение гладкое. Можно верить. Если бы в руках не оказался один любопытный факт.


Урок коммерции


Торгово-промышленное предприятие Ушачского райпо, а попросту местный универмаг с августа по сентябрь заключил 400 кредитных договоров (сравните: весь Беларусбанк - 1.200!). Безусловно, никакого отношения "доморощенные" займы, которые эта небольшая торговая организация выдает за счет своей прибыли и "оборотки", к банковским кредитам не имеют. Часть отечественных товаров магазин продавал в рассрочку (без процентов) на 3 месяца, другую - под 17 процентов годовых на полгода. Но эффект поразительный! Товарооборот в августе (2009-й к 2008-му) вырос на 122 процента, в сентябре - на 114 процентов. Всего за 9 месяцев маленький универмаг продал товаров на 17 процентов больше, чем в докризисный год. (Товарооборот страны вырос на порядок скромнее!) А в Ушачском районе-то около 20 тысяч жителей. И львиная доля - деревенские.


"В чем фокус феномена?" - интересуюсь у директора торгового предприятия Ирины Ткаченок. Говорит, в том, что в долг давали все: от носков, одежды, белья, бижутерии до мебельных гарнитуров и стройматериалов. Даже продукты питания в райпо продавали на свадьбу в рассрочку. Условия самые простые: справка о зарплате, паспортные данные поручителя плюс гарантийное письмо работодателя. Ведь в районе все друг дружку хорошо знают.


Кто-то "поле" пропахал...


А что же нам предлагают банки? Сумму до 10,5 миллиона рублей (кредитный максимум) можно получить, если у вас доход составляет 800 тысяч рублей. Но при этом нужно обязательно найти двух поручителей (!), собрать справки об их состоятельности и своей, дать согласие, чтобы в кредитном бюро проверили, нет ли у вас и у ваших товарищей непогашенной задолженности. Но самое непонятное: в кредит дадут лишь избранные товары. Перечень утвержден Правительством. И там чуть больше 20 товарных групп! В основном - бытовая техника, компьютеры, ковры, мебель, еще мини-тракторы и мотоблоки. А где, скажем, легпром? Сегодня, чтобы купить сапоги и пальто к зиме, нужно выложить ползарплаты, если не всю.


- Механизм кредитования еще только отрабатывается, - оправдывается Владимир Колтович, заместитель министра торговли, - перечень отечественных товаров мы обязательно будем расширять.


Пока в Министерстве торговли над этим думают (для чего, кстати, понадобится постановление Совмина), продавцы усердно работают локтями, расталкивая конкурентов в борьбе за деньги покупателя. И кстати, отчаяннее других те, которые предлагают импортный ширпотреб и бытовую технику. Уж полгода как активно продают все и вся в рассрочку. Со скидками и без поручителей, процентов и справок индивидуальные предприниматели и коммерческие фирмочки готовы делать встроенную мебель, двери, пластиковые окна из завозных, между прочим, комплектующих. Особенно торговля импортом бурлит в Минске. Неудивительно в связи с этим, что меньше всего льготных потребительских кредитов выдано в Минске - 10 процентов. Хотя традиционно минчане шли занимать деньги в банк куда более активно, чем жители глубинки.


Кто кому должен?


Впрочем, у того, что невысок спрос на льготные кредиты, есть еще одна веская причина. Мало рекламы. Банкиры кивают на торговцев, у тех свои аргументы. Между тем далеко не все граждане читают газеты, слушают радио. Чтобы привлечь покупателей, коммерсанты, как правило, организуют оформление кредитов и рассрочек прямо в торговом зале. Но у названных банков таких точек в минских магазинах практически нет. Почему? Потому что опять никак не могут договориться, за чьи деньги организовывать рабочее место. "Торговле это тоже должно быть интересно! - стоят на своем банкиры. - Ведь чем больше граждане займут денег, тем больше приобретут товаров. Да и дело это - подстегнуть потребительский спрос на отечественную продукцию и разгрузить склады - государственной важности".


Тем не менее с треском проваливаются все попытки организовать уголок, где можно было бы оформить товар в кредит или хотя бы повесить объявление, что, мол, в 300 метрах от "гипера" есть такое-то отделение банка, где можно получить льготный кредит. Даже за то, что информационный ролик будут крутить по радио в торговом зале, банкирам предлагают... заплатить.


Удивительно? Ничуть! В Минске много лет как нет государственных магазинов, но есть сети, гипермаркеты, построенные на иностранные деньги и торгующие большей частью завозным товаром. Они, конечно, поражают воображение интерьером, европейским лоском и изобилием. Но живут такие магазины не только с товарооборота, но еще и с продажи самых видных полок, бонусов от поставщиков. К тому же отечественный промтовар там давно утонул в море импорта.


Итак, перед нами классический пример: идея хороша, исполнение - из рук вон. Вот только не надо морщиться: мол, качество и фасон наших изделий не те. Неправда, на каждый товар есть купец. Главное - его найти. Так давайте искать!

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Беспокойный кузен

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика