Властелин села
МАЗ разработал автолавку-универмаг. Теперь в самые отдаленные деревни страны можно привезти все и в любом количестве
Деревню Вераги Логойского района увидишь разве что на очень подробной карте. В ней всего-то 10 домов и 15 человек населения (в основном одинокие старики). Ближайший магазин – в Логойске, а это пять километров ходу. Час туда, час назад – не будешь рад покупкам… Если бы не кооператоры, вопрос хлеба насущного превратился бы здесь в насущную проблему. А так в среду и субботу в деревню приезжает автолавка, привозя новости с «большой земли» и разнообразный провиант. И так месяц за месяцем, год за годом. В размеренной жизни местных селян все изменилось в августе, когда в деревню пожаловала незнакомая машина. «Универмаг на колесах», как ее с уважением теперь величают жители Верагов.
…Суббота. Одиннадцать утра. Едем по главной и единственной здеcь улице. Возле крайнего дома уже ждет очередь. Здороваемся, глушим мотор, открываем витрину фургона. Подключаем электрокабель к стоящей рядом хате – и торговля бьет ключом… Через полчаса в кассе 600 000 рублей. Можно сворачиваться и переезжать в следующую деревню. В графике на этот день их одиннадцать.
В авоське у Зинаиды Викентьевны Кишкурно – молоко, сметана, хлеб, батон, капуста, уксус, два колечка колбасы, лимон, пачка печенья, несколько бананов и пять пачек мороженого…
— Вечера длинные. Люблю поесть сладкого перед телевизором, — признается пенсионерка, пока я помогаю донести ей сумки до порога. – Раньше к нам в деревню приезжал «газон», и выбор был невелик. А этот магазин вон какой – влезет все что хошь. Одного кофе насчитала 6 видов, конфет — 10. Если надо что посерьезнее, всегда можно заказать у Михалны – через три дня привезут зерно, картошку, шифер, краску, сетку для ограждения… Это же настоящий передвижной универмаг.
Раскроем карты. Речь идет об автолавке, которую по заданию Белкоопсоюза разработали инженеры ООО «МАЗ-Купава». Первые образцы начали поступать в райпо в конце августа. В октябре кооператоры страны получат почти сотню таких машин. Давайте посмотрим, что же в них появилось принципиально нового.
— Почти в полтора раза больше, чем у «газона», стал изотермический фургон: 6 на 2,5 метра. Запросто беру на борт до 400 наименований продукции – раньше, для сравнения, едва дотягивали до 280. Смотрим дальше: у автолавки-предшественницы был всего один морозильный ларь. Здесь три единицы холода: заводская стационарная витрина, шкаф и пристенный ларь. Я больше не боюсь проверок санстанции: температурный режим в диапазоне -22... + 22 можно легко поддерживать как во время движения, так и на стоянке. Оборудование позволяет, — показывает новое рабочее место Нина Лис, заведующая автомагазином Логойского райпо. – Впервые сделаны отдельные лотки для хлеба, полочки для макарон и круп. В моем распоряжении – небольшая гардеробная, зеркало и умывальник с системой водоснабжения. Зимой фургон обогревается, и это огромный плюс: за девять лет, что торгую на автолавках, мерзла не раз и не два.
Какие виды на товарооборот? В зоне выезда этой автолавки 31 деревня района. Летом, когда из столицы сюда массово едут дачники и отдыхающие, цифры радуют глаз: до 60 млн. рублей в месяц. В межсезонье строка поступлений, понятное дело, скудеет… Но Нина Михайловна уверена: новая автолавка с ее-то загрузкой и площадями запросто перешагнет 80-миллионный рубеж.
У мужской половины Логойского райпо свой взгляд на новинку. Если старый «газон» на сотню километров брал 28 литров бензина, то МАЗ — 17 солярки. И это при грузоподъемности 5 тонн! Удобная кабина, тут же дисплей управления холодильными установками. Торговую витрину сделали объемней и максимально приблизили к покупателю: вся выкладка – перед глазами, к расчетному окошку не нужно больше вытягиваться в струнку. Единственное, что тревожит инженеров, — проходимость машины в зимних условиях.
— В этой модели автолавки использовано низкопольное шасси МАЗа. Когда гнали ее из Минска по трассе, душа пела: настолько мягко и уверенно идет. Но это было в августе… Подъезд к большинству деревень в зоне обслуживания тяжелый, дороги разбиты. Впереди у новинки испытание зимними сугробами и весенней распутицей, — говорит Сергей Насевич, директор автобазы Логойского райпо.
…В Белкоопсоюзе не скрывают: новый МАЗ-4370-43 – лучший из работающих сегодня в Беларуси автомагазинов. К его российскому предшественнику – ГАЗ-3309 — было немало претензий. В новой разработке их учли и полностью устранили.
— Это первый отечественный автомобиль такого класса. «МАЗ-Купава» разработал для нас эксклюзивный проект, в котором нашли отражение все пожелания продавцов автолавок. Меньше чем за два месяца был готов опытный образец. После испытаний и доработки модель направили в серийное производство. Сейчас завершается процесс отправки в облпотребсоюзы всех 93 автомагазинов марки МАЗ. Отличить их легко: белый цвет кузова и единая фирменная эмблема на бортах, — рассказал нам Александр Старосветский, начальник отдела транспорта и чрезвычайных ситуаций Белкоопсоюза. – Достоинств у новинки много: низкий расход топлива, 3-местная кабина, большой объем кузова, современный холод, 100-процентное соответствие всем санитарным нормам Беларуси и стандарту «Евро-3»… Минус только один — цена. Два МАЗа стоят как три ГАЗа.
Технологи и конструкторы ООО «МАЗ-Купава» довольны новой разработкой. Кузов сделан с нуля, при его оснащении изучался опыт немецких производителей и пожелания самих кооператоров. Получилась достойная машина, которую не стыдно показать в Европе.
— Наше предприятие имеет большой опыт в изготовлении автомобильных прицепов и полуприцепов. Сегодня их можно увидеть во Франции, Италии, Германии, Испании… Вообще, в Европе очень популярна и развита передвижная торговля. В выходной день на центральную площадь больших и малых городов съезжаются десятки торговцев из окрестных местечек. И горожане знают: их товар свежий, качественный и дешевый, — рассказывает Олег Ракач, заместитель генерального директора по производству ООО «МАЗ-Купава». – Автомагазин на базе низкорамного шасси МАЗ мы спроектировали впервые. И в целом удовлетворены результатом: машина удобна как для водителя с продавцом, так и для покупателя. Надеемся, что ее тепло встретят в регионах.
Прямая речь
Раиса ТРУСОВА, начальник отдела организации торговли Белкоопсоюза:
— В нашей стране насчитывается 9,5 тысячи населенных пунктов, не оборудованных стационарными магазинами. Это небольшие деревни и хутора, в которых живет в общей сложности 350 000 человек. Потребность местных жителей в продуктах питания обеспечивают 474 автомагазина. Раньше это были преимущественно российские ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. С выходом нового МАЗа у них появился достойный конкурент. Его главное преимущество – большая грузоподъемность и новейшее холодильное оборудование: нужный температурный режим можно поддерживать в течение всего дня. Это очень важно, ведь за рабочую смену автомагазин нередко отъезжает от райцентра на 100—150 км. Теперь можно не переживать за сохранность молочной продукции, рыбы, яиц и мясных изделий. Потребность в таких машинах есть. В следующем году их выпуск продолжится.