ТУРИСТСКИЙ ПОРТРЕТ НА КРИЗИСНОМ ФОНЕ

Источник материала:  

Как и предвещали эксперты, мировой кризис не лучшим образом сказался на туристической отрасли многих стран. По данным Всемирной туристской организации, за первое полугодие 2009 года объем турпотока в Западной Европе упал на 10%, а показатели туристических агентств Польши, Румынии, Чехии, Литвы и России снизились в два раза. Не обошла эта печальная тенденция и Беларусь.

Число белорусов, отдохнувших за пределами республики, в первом полугодии текущего года уменьшилось на 21,1 тысячи и составило 115,3 тысячи человек. Цифр, которые характеризовали бы ситуацию по всему летнему сезону, пока нет, но в том, что эта тенденция сохранилась, можно не сомневаться.
Подавляющее большинство белорусских туристов, отправившихся-таки в путешествие, — минчане. Судя по цифрам, наиболее привлекательным (и доступным) для белорусов направлением по-прежнему оставалась Украина с ее крымскими курортами, но и она по сравнению с прошлогодними показателями недосчиталась порядка 15 тысяч туристов из Беларуси. На втором месте с небольшим числовым отрывом значилась Турция, на третьем — Египет.
Таким образом, картина, «вырисовавшаяся» в Беларуси по выездному туризму, оказалась полностью созвучной мировым тенденциям. А вот с въездным туризмом ситуация сложилась несколько по-иному. В отличие от других стран мира, число посетивших республику иностранных туристов не только не уменьшилось, а даже возросло.
По словам директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виктора Янковенко, за первое полугодие 2009 года нашу страну посетило 2 млн. 067 тысяч иностранных гостей. Конечно, большинство из них составили граждане, осуществлявшие личные поездки, но часть прибыла именно с туристской целью. Таких организованных туристов в первом полугодии было 41,6 тысячи, что составляет 105,5 процента к уровню прошлого года. «Конечно, это не такой большой прирост. Но даже этим сегодня могут похвастать не многие страны», — констатирует Виктор Архипович.
Таким образом, если в прежние годы сальдо туристических услуг традиционно оказывалось в Беларуси отрицательным (то есть из страны вывозилось больше денег, чем ввозилось), то в первом полугодии этого года оно наконец стало положительным. Но радоваться этому как-то не с руки. Конечно, то, что денег внутри страны осталось больше, — это хорошо. То, что иностранные туристы принесли Беларуси порядка 60 млн. долларов (почти на 3 млн. долларов больше, чем в прошлом году), — замечательно. Но то, что многим белорусам не удалось оздоровиться у моря и набраться сил на новый трудовой год — это, конечно, печально.
Кто же сегодня, несмотря на разразившийся во всем мире кризис, приезжает в гости в Беларусь? Большую часть организованных туристов составляли россияне, отдыхавшие в наших санаториях и на базах отдыха. По словам заместителя начальника центра по туризму и санаторно-курортному лечению ГУ «ЦентрКурорт» Людмилы Шиховой, белорусские здравницы пользуются у россиян высоким спросом. «Санаторно-курортному лечению в Беларуси удалось достичь оптимального сочетания цены и качества оказываемых услуг. Загрузка наших здравниц круглогодично составляет 100 процентов, глубина бронировок достигает 5—7 месяцев. Сейчас бронировка идет уже на следующий год», — рассказывает специалист.
Кроме того, чаще стали «заглядывать» в Беларусь и туристы из других стран-соседок — поляки, литовцы и латыши. По-прежнему активно «открывают» для себя нашу республику жители Турции: по численности туристов из дальнего зарубежья они занимают первое место. Выросло число гостей из Израиля, приезжающих с целью так называемого ностальгического туризма. Живой интерес проявляют жители Арабских Эмиратов, Омана и Катара. Благодаря организации прямого авиарейса Абу-Даби — Минск, они без труда могут добраться до Беларуси, что и делают с большим удовольствием. Количество рейсов пришлось даже увеличить с двух до трех раз неделю.
Но наряду с этим уменьшилось количество туристов из Италии, Германии, Великобритании, США, Швеции, Франции и некоторых других стран. Так что общемировые кризисные тенденции все же наложили свой отпечаток и на наш въездной туризм. Не до поездок стало многим в высокоразвитых странах...
Конечно, о каком-то весомом прорыве Беларуси в области въездного туризма говорить пока не приходится. Вместе с тем, успехи налицо. Расхожие мнения о том, что «к нам никто не ездит» и «мы остаемся для туристов чисто транзитной страной на пути в Россию», определенно не соответствуют действительности. Приносит свои плоды участие в ведущих международных туристических выставках, где Беларусь, как правило, представлена солидным национальным стендом. Делает свое дело активизировавшаяся работа с интернет-ресурсами: во всемирной паутине можно найти и национальный туристический портал, и сайты ведущих турфирм республики. Все больше помощи в создании привлекательного «туристического портрета» Беларуси ощущается со стороны посольств и консульств республики в зарубежных странах. А сама страна хоть медленно, но верно «подстраивает» свою инфраструктуру под нужды иностранных туристов — строятся новые гостиницы, улучшается придорожный сервис, появляются указатели на иностранных языках и многое другое.
И все же на пути развития въездного туризма еще немало «тормозов». «Прежде всего мы должны избавиться от ваучера, который даже по выездному туризму является глубоким атавизмом, а по въездному — это в принципе невыполнимая вещь, — отмечает директор одной из ведущих туристических компаний Беларуси Алексей Стрельченко. — Представьте себе: зарубежный гражданин обращается к нам и производит оплату за тур по Интернету (это обычная практика для развитых стран мира). А мы после этого обязаны выслать ему ваучер из девяти листов, он должен в нем расписаться и прислать нам обратно. Кто-нибудь верит в то, что это будет делать иностранный гражданин? Нам надо максимально облегчить процедуры регистрации, как это делается во всем цивилизованном мире!»
Кроме того, необходимы перемены в отношении виз для иностранных граждан, считает Алексей Стрельченко. Их унификация и снижение стоимости значительно поспособствовали бы развитию въездного туризма. Сегодня стоимость визы может достигать до 200 евро, существенно колеблясь в зависимости от вида визы и страны проживания туриста. «Лично я противник бесплатной визы, как это сделано на Украине. Украинские коллеги рассказывают, что этот шаг привел к беспорядку и усложнил многие вопросы. Виза должна быть, но она должна быть недорогой», — считает Алексей Иванович.
Немало и бюрократических препон, мешающих развитию въездного туризма. Почему, к примеру, человек с туристической визой не может воспользоваться вип-залом, потому что это предусмотрено только для въезжающих по деловой визе? Турист готов заплатить за удобства, почему его лишают этой привилегии? Просто беда у нас и с иностранными языками. Газета «Туризм и отдых» как-то провела эксперимент, «запустив» на железнодорожный вокзал под видом голландской туристки свою журналистку. И та не нашла на вокзале ни одного сотрудника, владеющего иностранным языком!
Словом, на пути развития въездного туризма в Беларуси предстоит сделать еще немало. Очень хочется верить, что когда-нибудь положительное сальдо туристических услуг будет достигнуто не за счет того, что меньше наших людей смогло позволить себе отдых за границей, а за счет того, что зарубежный турист валом валит в нашу республику. Вот это действительно будет поводом для радости.


Оксана МЫТЬКО
←Начальник УКГБ по Гомельской области подал в суд на родственников фигурантов «охотничьего дела»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика