Увеличение в Беларуси ставки НДС с 18% до 20% не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий - Харковец

Источник материала: БелТА  
05.10.2009 09:29 — Новости Общества

5 октября, Минск /Людмила Сац - БЕЛТА/. Увеличение в Беларуси ставки НДС с 18% до 20% не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец. Такое повышение ставки НДС предусмотрено проектом бюджета Беларуси на 2010 год.

По словам Андрея Харковца, даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около Br900 млрд. Это произойдет за счет отмены сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле. Вместе с тем министр признает, что повышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. "Такая потребность существует, это безусловно, - отметил он. - И нам надо ответить на вопрос, где их взять. Минфин предложил несколько инструментов выхода из этой ситуации". Во-первых, отмена двух указанных налогов высвобождает ресурсы для предприятий. Но их может оказаться недостаточно для того, чтобы покрыть возрастающую ставку НДС. Поэтому вторым шагом является сокращение срока возврата НДС с 1 месяца до 5 дней. Кроме того, Минфином в ходе анализа было выявлено несколько групп предприятий, на которые решение по увеличению НДС оказывает разное влияние.

Первая группа - экспортеры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу. Вторая группа - предприятия, которые раньше имели льготы по уплате сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и фактически этот налог не уплачивали. Для них решение об отмене этого сбора не добавляет ресурсов. Для таких предприятий возникает проблема с пополнением оборотных средств. "Поэтому помимо сокращения срока возврата НДС мы предлагаем реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки. В течение двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последующих месяцев - беспроцентная рассрочка платежа равными частями. Это неплохое решение, которое, по нашим расчетам, позволяет покрыть все возникающие вопросы в экономиках предприятий", - пояснил Андрей Харковец. Третья группа - предприятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Речь идет о небольшом бизнесе. "Мы предлагаем такие предприятия освободить от уплаты НДС", - пояснил он.

Сроки возврата НДС в Беларуси с 2010 года могут быть сокращены с одного месяца до пяти дней. По словам министра, каждое предприятие получит право на зачет излишне уплаченного НДС из бюджета. Сегодня действует схема, по которой предприятию возвращают этот налог к зачету по истечении одного месяца, то есть государство в этот период пользуется теми ресурсами, которые могли бы работать на предприятие. "Это элементы, требующие улучшения администрирования налога. Мы приняли решение, и это закреплено в проекте Особенной части Налогового кодекса, что возврат такого налога будет осуществляться в течение пяти дней с момента представления расчета, то есть возникновения потребности у предприятия в этих средствах", - пояснил Андрей Харковец. Он добавил, что такие сроки возврата - на уровне лучших примеров администрирования этого налога.

Беларусь по итогам 9 месяцев текущего года выполнит целевой показатель МВФ по дефициту бюджета. Министр пояснил, что в рамках мониторинга программы stand-by МВФ оценивает консолидированный бюджет. В качестве целевого показателя по итогам 9 месяцев нам определили профицит в размере Br1 трлн. Ожидается, что республиканский бюджет за январь-сентябрь будет исполнен с профицитом около Br1 трлн., местные бюджеты будут иметь дефицит около Br1,5 трлн. Если оценивать в совокупности, то дефицит консолидированного бюджета составит около Br0,5 трлн. "В рамках нашей программы с МВФ эта цифра будет скорректирована на проектное финансирование (Br0,8 трлн.) и расчетную сумму дефицита бюджета (Br1,4 трлн.)", - отметил Андрей Харковец. "Таким образом, фактически мы завершим 9 месяцев со значительным запасом. Наши обязательства выполняются и будут выполняться. В этом у нас нет никаких сомнений", - резюмировал министр.

Беларусь продолжит переговоры с Россией о получении $500 млн. кредита. "Договоренности о том, что РФ предоставит кредит, не сняты. Наше обращение было, и подходов своих мы пока не меняли", - сказал Андрей Харковец. "Вы, наверное, знаете, что министр финансов России Алексей Кудрин предлагал этот кредит получить из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Теоретически это возможно реализовать, но на сегодняшний день этот фонд еще не работает", - отметил министр. В частности, не завершены внутригосударственные процедуры стран - участниц этого фонда, не сформированы в достаточном объеме его ресурсы и не существует формализованной процедуры работы с фондом. "Это обязательные условия, которые должны быть реализованы прежде, чем мы сможем обратиться в фонд за ресурсами. Однако мы к этому фонду даже еще и не обращались", - подчеркнул он. Андрей Харковец добавил: "Эта инициатива Алексея Кудрина нам понятна, но мы в данном случае видим, что пока много технических нюансов, которые не способствуют решению этого вопроса. Да и договоренности о выделении кредита на высшем уровне носят иной характер: речь шла о выделении кредита правительства Российской Федерации, а не фонда ЕврАзЭС ". Напомним, Беларусь и Россия заключили соглашение, предусматривающее выделение Беларуси стабилизационного кредита в размере $2 млрд. в 2008-2009 годах. Первый транш кредита от Российской Федерации в размере $1 млрд. поступил на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 18 ноября 2008 года, второй в размере $500 млн. - в марте 2009 года. Государственный кредит России предоставляется Беларуси сроком на 15 лет с отсрочкой погашения основного долга в 5 лет по ставке LIBOR +3% годовых.

Беларусь имеет высокую степень готовности к выходу на внешние рынки заимствований. "Мы постоянно наблюдаем за ситуацией на внешних финансовых рынках и имеем высокую степень готовности к выходу на эти рынки в форме суверенных заимствований", - сказал министр. "Нас часто спрашивают, почему мы до сих пор не вышли на внешние рынки. Динамика этих рынков такова, что определенный позитив на них появился, то есть стали появляться инвесторы, располагающие значительными суммами. На эти рынки вышло уже немало стран. Но наш анализ показывает, что страны с нашей рейтинговой группой в текущем году на эти рынки еще не вышли, - пояснил он. - Основной вопрос здесь - в стоимости этих ресурсов. Даже страны с более высоким рейтингом сегодня вынуждены платить за кредиты на 1,5-3 процентных пункта больше, чем в докризисные времена. То есть цена ресурсов изменилась, и существенно". "К нам проявляют интерес многие крупные международные банки, с которыми мы проводим консультации, - сообщил Андрей Харковец. - За последние несколько месяцев состоялись встречи с представителями The Royal Bank of Scotland, ВТБ Капитал, BNP Paribas, Deutsche Bank, Nomura, Merrill Lynch, Credit Suisse. Эти высококлассные банки готовы выступить в качестве организаторов заимствований для нашего государства". "Мы отработали с ними индикативные условия по заимствованиям. Ситуация на рынках позволяет Беларуси выйти на них, но возможная цена заимствований значительно превышает среднюю стоимость кредитов, которую мы сегодня имеем в собственном долговом портфеле. При этом мы не имеем острой потребности в привлечении таких дорогих ресурсов. Мы должны еще подождать более комфортных условий для нашей страны", - отметил Андрей Харковец. В целом он сообщил, что в 2010 году не планируется значительно увеличивать внешний долг. Естественно, внешние заимствования будут. Они будут связаны главным образом с реализацией договоренностей, которые Беларусь имеет в рамках программы правительства и МВФ. Также Беларусь планирует привлечь ресурсы Всемирного банка на цели развития. Ожидается и кредит Китая.

Проектом бюджета 2010 года предусмотрено сокращение доли субсидирования стоимости услуг ЖКХ. "Будут ли или не будут повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги - решит правительство. В рамках формирования проекта бюджета на 2010 год мы заложили ассигнования таким образом, чтобы сокращать долю субсидирования стоимости услуг ЖКХ", - сказал министр. По его словам, когда изменятся тарифы для населения и в каких объемах, пока рано говорить, тем более что не исчерпаны резервы системы ЖКХ для снижения своих затрат. Полезны дискуссии о том, что монополизм государственных организаций в этой сфере - не лучшее решение для экономики страны, для населения. "Думаю, нам следует ожидать новизны от Министерства жилищно-коммунального хозяйства, местных органов власти в части создания альтернативных государственным организаций ЖКХ. Тогда бы пошла конкурентная борьба за бюджетные ресурсы, которые мы выделяем для этой сферы, тогда, может быть, и не нужно было бы говорить о повышении тарифов для населения", - отметил Андрей Харковец. Министр считает, что, к сожалению, "в этой сфере мы проигрываем, медленно создаем те механизмы, которые бы позволяли экономическим методом снижать затраты в этой сфере и соответственно не обращаться к повышению тарифов для населения".

Проект бюджета Беларуси на 2010 год подготовлен на основе базового прогноза социально-экономического развития. "В основу бюджета 2010 года мы взяли базовый прогноз Министерства экономики на 2010 год. Он предполагает темп роста ВВП на уровне 102%, инфляцию на уровне 9%", - сказал он. "Почему мы принимаем такой вариант? Для нас прежде всего важно, чтобы в основе бюджета лежала максимально реалистичная оценка развития экономики. Бюджет - это основной финансовый план государства, и он должен содержать в себе реальные обязательства страны, которые государство будет выполнять перед обществом в очередном финансовом году", - подчеркнул министр. По словам Андрея Харковца, ожидания дополнительных расходов бюджета приводят к серьезным издержкам и в моральном, и в материальном плане. "Если, например, бюджетная организация рассчитывает на определенный объем финансирования, а его потом урезают, то это влечет неплатежи, долги перед реальным сектором, и за этим, как ком, накатывается ряд других проблем. Кроме того, куда проще добавлять в течение года, если это необходимо, чем забирать то, что было обещано", - пояснил он. Министр добавил: "Именно в этом заключается рациональный прагматизм бюджетной политики. Так мы формируем бюджет на 2010 год, соотнося обязательства, которые государство будет выполнять перед обществом, с объемом ресурсов, которыми точно будет располагать. С таким подходом бюджет будет максимально реалистичным". Говоря о предполагаемых итогах исполнения бюджета в 2009 году, Андрей Харковец отметил: "Мы имеем по-прежнему не очень хорошую динамику по доходам бюджета текущего года. Фактически за 9 месяцев 2009 года мы не достигли объема доходов бюджета за аналогичный период прошлого года. Это отставание - Br2-2,5 трлн. в номинальном выражении. Мы ожидаем, что до конца года восстановить номинальные объемы бюджета прошлого года нам не удастся. И мы получим примерно на Br5 трлн. доходов консолидированного бюджета страны меньше, чем в прошлом году". По словам министра, значительные потери понесли в связи с тем, что сократился экспорт продукции белорусских предприятий. "Именно с этим мы связываем основные потери бюджета. То есть задача восстановления экспорта, восстановления докризисных объемов продаж автоматически решала бы проблему наполнения бюджета. Но это задача всей экономики. Бюджет в данном случае как индикатор состояния экономики", - сказал Андрей Харковец.

В местных бюджетах в 2010 году должна быть реализована политика экономии расходов. Он отметил, что в структуре консолидированного бюджета доля местных бюджетов возрастает. "По местным бюджетам в 2010 году нам удастся достичь уровня расходов 2008 года. Мы планируем, что их рост составит 106%. По республиканскому бюджету этот показатель будет около 96%", - подчеркнул он. "В любом случае мы констатируем, что тех ресурсов, которые мы предусмотрели в проекте бюджета 2010 года, будет достаточно местным бюджетам, чтобы они выполнили свои обязательства", - заявил министр. Но при этом будут сохранены жесткие ограничения. В частности, сокращены расходы на благоустройство регионов. "Мы также будем инициировать отложить капитальные расходы, связанные с реализацией проектов, которые не несут отдачи в краткосрочном и среднесрочном периодах. Ресурсы должны быть направлены на те инвестиционные проекты, которые дадут быструю отдачу. Это задача для бюджетов всех уровней, в том числе республиканского", - пояснил Андрей Харковец. "Мы ввели практику, что по всем ассигнованиям до начала очередного квартала организации представляют в органы казначейства перечни закупаемого оборудования, перечни планируемых к выполнению мероприятий. И только после анализа реальных потребностей бюджетных организаций в этих закупках они будут приниматься к исполнению", - сказал министр.

Налоговая нагрузка на экономику Беларуси за 2006-2010 годы сократится на 4,7 процентного пункта. За последние 5 лет в Беларуси отменено более 20 налогов. За это время значительно сократилась и налоговая нагрузка на экономику. "В 2010 году мы продолжим политику, нацеленную на рационализацию налоговой системы. Будет отменен сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле", - сказал министр. "С отменой этих налогов мы получим ту налоговую систему, которая совершенно понятно будет восприниматься любым западным инвестором, любым представителем зарубежного бизнеса", - считает он. "По программе социально-экономического развития на 2006-2010 годы мы должны были сократить налоговую нагрузку на 3-4 процентных пункта. С отменой указанных налогов и даже при увеличении ставки НДС с 18% до 20% нагрузка в итоге снизится на 4,7 процентного пункта. То есть задачи пятилетия в этой части выполнены", - пояснил Андрей Харковец.

Акценты господдержки в Беларуси в 2010 году будут смещены в сторону инновационных и экспортоориентированных предприятий. "Сейчас сложное время для экономики. Мы должны понимать, что, поддерживая реальную экономику, мы тем самым способствуем более полному наполнению бюджета доходами. В этом плане мы будем продолжать ту политику, которую активно реализует правительство", - отметил министр. По его словам, при оказании господдержки будут сохранены и даже усилены те акценты, которые начали складываться в 2009 году. "Мы планируем поддерживать прежде всего те производства, те предприятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способны выпускать экспортоориентированную продукцию", - сообщил Андрей Харковец. "Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов будет осуществляться только по уже принятым решениям Президента и правительства, - пояснил он. - Новых средств на эти цели мы не предусматриваем". "Как и в текущем году, мы увеличиваем финансирование расходов, связанных с возмещением процентных платежей по банковским кредитам, - отметил министр. - Если в 2009 году на эти цели предусмотрено Br518 млрд., то в 2010 году таких средств будет Br695 млрд., то есть на Br177 млрд. больше". Это позволит обеспечить предприятиям получение кредитов с господдержкой на сумму Br11,5 трлн. "То есть Br11,5 трлн. кредитов в экономике будут обслуживаться с участием бюджета. Прирост таких кредитов за год составит около Br4 трлн. Это важнейший инструмент в руках правительства, и мы намерены им активно пользоваться, но в интересах тех предприятий, которые будут демонстрировать экспортные возможности и возможности инновационного роста", - подчеркнул Андрей Харковец.

Расходы бюджета на здравоохранение и образование в Беларуси в 2010 году планируется увеличить на 7%, на социальную политику - на 15%. В целом консолидированный бюджет Беларуси 2010 года спланирован по доходам в размере Br49,6 трлн., по расходам - Br52,3 трлн. Дефицит бюджета запланирован в размере Br2,7 трлн., или 1,7% к ВВП. "Бюджет по расходной части сформирован таким образом, чтобы сохранить политику жестких бюджетных ограничений, аналогичных тем, которые мы реализуем в текущем году. В частности, мы прежде всего стремимся рационализовать наши бюджетные расходы", - сказал министр. "Не секрет, что за несколько последних лет нам удалось значительно увеличить финансирование бюджетного сектора экономики, что позволило реализовать немало социальных проектов, - отметил Андрей Харковец. - Мы вышли на высокий уровень образования, здравоохранения, культуры и спорта. Для себя мы видим главной задачей сохранение достигнутого уровня социального развития общества. Фактически речь идет о том, чтобы бюджетными ресурсами обеспечить все те обязательства, которые были сформированы за последнее время в бюджетном секторе. Тем самым мы подтверждаем, что сохранятся высокие позиции и в образовании, и в здравоохранении".-0-

←Тадеуш Кондрусевич: "Где вода - там есть жизнь"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика