Язэп Дроздович – «белорусский Циолковский»
У этого художника удивительная, даже трагическая судьба. Родом из дворян Дроздович практически всю жизнь прожил в нищете. Профессиональный художник, закончивший Виленскую школу рисования, так и не был принят в Союз художников, после смерти, в 1954 году, был забыт на долгие десятилетия.
Но главная его боль - его научные
труды так и не были оценены.
- Он страдал от того, что его никто не понимал, - уверен
исследователь творчества Дроздовича Юрась Малаш, который
уже больше 10 лет занимается изучением наследия
художника.
Выходил в космос во сне
Несколько месяцев назад в Минск впервые приехал
генеральный директор Лувра Анри Луаретт. Высокого гостя
повели в Национальный художественный музей смотреть
постоянную экспозицию. Пройдя по всем залам, глава самого
знаменитого в мире музея сначала задержался у трех
полотен Дроздовича, а спустя полчаса попросил своего
белорусского коллегу Владимира Прокопцова записать ему в
блокнот имя художника.
- Меня всегда интересовали художники, которые находятся
вне основных направлений в живописи, - пояснил он свой
интерес.
Дроздович действительно всегда находился вне каких-либо
направлений. Одно его увлечение космосом чего стоит. В
начале 30-х годов прошлого века (!) он создал свою теорию
происхождения планет Солнечной системы и даже издал свои
«Нябесныя бегі» за свои деньги в Вильне. И это притом что
к этому времени он был практически нищим, зарабатывал на
хлеб тем, что ходил по деревням и рисовал селянам
«дываны». В его дневниках даже есть строки о том, что в
качестве гонорара получил кусок творога и пустил его на
грунт холста: «А может, его лучше съесть?»
Но своей теории он был верен. Уже в конце 40-х написал
еще одну, самую важную теоретическую работу «теория
движения в космологическом пространстве», В это же время
свою работу «Теория происхождения самовертящихся планет
из двойнозвездных систем» отправил в БГУ на рецензию.
Ответ был обескураживающим: «…о самовертящихся планетах
автор вводит путаницу…» и так далее.
- Профессор Пахута, который ему отвечал, перепутал смысл
самосветящихся и самовертящихся планет. Об этом писал сам
Дроздович в своих записях, - убежден Юрий Малаш.
Но Дроздович отправил свой труд и в Москву в Институт
астрономии имени Штернберга МГУ и не получил никакого
ответа.
А спустя полвека с лишним Юрий Малаш выступал в этом же
институте на международной астрономической конференции с
докладом «Дроздович - вдохновленный любитель
астрономии».
- Он так сам себя называл. Теперь его имя есть в
международном каталоге. А несколькими годами раньше я
получил ответ из журнала «Земля и вселенная» при
российской Академии наук: «Если бы труды Дроздовича были
опубликованы в 1930 году, то они были бы не менее
интересны для истории астрономии, чем известная в то
время космологическая теория Джефриса-Джинса».
Но тогда на Дроздовича смотрели скорее как на чудака,
мечтателя не от мира сего, который носится со своими
планетами, которые приходят к нему во сне.
- А как еще к нему могли относиться? Ведь в Беларуси в те
годы, наверное, только он один прочел все труды по
астрономии, которые были переведены.
Теория Дроздовича о происхождении планет
Дроздович верил и пытался доказать, что «наша Зямля
ўтварылася не ад Сонца, а паходзіць с парназоркавай
сістемы пары з Марсам…», ведь, по мнению художника, и
Земля, и Марс оборачиваются вокруг своей оси за 24 часа,
и наклоны их осей одинаковы. Такими же парами он называл
Сатурн и Юпитер, Уран и Нептун. Дроздович был настолько
уверен в свой правоте, что написал: «Если появится новая
теория происхождения планет... то авторство первенства на
эту теорию принадлежит мне, любителю теоретической
астрономии, художнику Дроздовичу».
- А его теория о «ператваральных зонах» в Космосе, в
которых старые звезды омолаживаются и превращаются в
новые, очень похожа на теорию существования черных дыр, -
считает Юрий Малаш. - Тогда, в 40-е годы, к этой теме
никто даже теоретически не приближался.
Кстати, был Дроздович убежден и в космическом
происхождении жизни на Земле. «А што датычыцца «агульнага
бацькі народу Зямлі», то я назваў бы такім бацькам не
легендарнага біблейскага Адама, а саму Прыроду, якая і на
іншых планетах нашай Сонечнай сыстэмы бадай што такая
самая, як у нас на Зямлі, з такім самым творчым
поступам…»
Есть ли жизнь на Марсе?
И на Марсе, и на Луне, и на Сатурне, и на Венере. Все эти
планеты Дроздович не только описывал, но и рисовал.
Рисовал жителей Сатурна, лунидов, населяющих Луну, лунный
город Тривеж, весну на Сатурне, удивительных животных с
Венеры. Все эти потрясающие картины к нему приходили во
сне. Но если знать, что Дроздович обладал и даром
предвидения, называть его фантазером уже сложно. Ведь в
1923 году во сне он увидел страшное землетрясение,
какие-то буквы восточного алфавита. Все увиденное
художник подробно описал, а спустя три дня из газет узнал
о великом землетрясении в Японии. Годом раньше ему так же
приснилось землетрясение в Южной Америке.
Так что вопрос, есть ли жизнь на Марсе, остается
открытым.
Наследие Дроздовича
- Наследие на самом деле грандиозное, - считает Юрий
Малаш, - но оно известно в общих чертах, несколько
специалистов в Беларуси знают об этом удивительном
феномене, который все еще ожидает своего времени. Но это
громаднейший пласт! Правда, разбросан он по нескольким
музеям, рукописи хранятся в Центральной научной
библиотеке. Как их собрать? Ведь Дроздович может стать
брэндом Беларуси, как Чюрлёнис для Литвы, Пиросмани для
Грузии. Беларусам есть что показать современному миру.
Дроздович - это глыба, которую изучать и изучать.
Сам художник еще в 38-м году писал: «Прыйдуць часы - і
знойдуцца людзі, якія змогучь усё гэтае напісанае мною
спраўдзіць. Правераць ды і напішуць - усё ж такі праўду
ен пісаў. Так і ёсць…»
Язэп Дроздович - график, живописец, этнограф, поэт,
археолог. Родился в октябре 1888 года на Витебщине.
Учился в Виленской школе рисования. Семь лет служил в
армии, Первую мировую войну прошел фельдшером.
Работал художником-декоратором, преподавал рисование в
Глубокской школе, в Радошковичской и Новогрудской
белорусских гимназиях. Собирал фольклор, писал стихи,
прозу. Благодаря графическим сериям Дроздовича мы знаем,
как выглядели в начале прошлого века «Старажытны Мінск»,
«Заслаўе», «Піншчына», «Мір», «Любча», «Крэва»,
«Гальшаны». Автор фантастических серий «Жизнь на Марсе».
«Жизнь на Луне», «Жизнь на Венере».